Звуковое оборудование звукорежиссера можно поделить на 2 группы: студийное и концертное. Студийное оборудование обладает малой мощностью, но высоким качеством. Концертное наоборот обладает высокой мощностью, но меньшим качеством свойства звука.
Система звукоусиления применяется в тех случаях, если источник звука (оратор, актер, оркестр) расположен на значительно большом расстоянии от слушателей вследствие чего не обеспечивает нормальной слышимости, в сильно зашумленных помещениях (вокзал, крупный магазин) или если помещение имеет плохие акустические свойства, например, фойе где стены, потолок и пол сделаны из стекла.
В закрытых помещениях с хорошими акустическими свойствами, усиление звука требуется при объеме свыше 2000 м3 и расстоянии до наиболее удаленных слушателей более 25 м. Любая система звукоусиления состоит из нескольких элементов. Все составляющие систему компоненты можно классифицировать следующим образом:
Микрофоны классифицируются и различаются по принципам: Микрофоны с перемещающейся катушкой (динамические)
Емкостные микрофоны - конденсаторные, электретные. Основное их предназначение высококачественная запись в студиях звукозаписи, но эти микрофоны замечательно озвучивают яркие импульсные звуки, например перкуссию. Они хорошо себя проявляют при озвучивание малого барабана или акустической гитары. Конденсаторные микрофоны не используют для воспроизведения, например бочки, они очень чувствительны к большому звуковому давлению, ветру, дождю.
Для концертной деятельности обычно используются динамические микрофоны, но с появлением конденсаторных микрофонов повышенной надежности, ситуация начала меняться. Они имеют хорошие возможности в управлении звуковым давлением, чувствительностью, расширенный диапазон частот, емкостные микрофоны постепенно завоевывают сцену. Сейчас практически все микшерские пульты оснащены фантомным питанием, которое необходимо для работы конденсаторного микрофона.
Ленточные микрофоны - микрофоны этого типа идеальны для струнных, эмоционально насыщенного вокала и в качестве микрофонов общего плана. Они достаточно критичны к шумам, производимым при трении рук о микрофон, поэтому их не стоит использовать для работы с мобильными стойками (такими как на телевидении) и на открытых площадках (где сильно влияние ветра и других посторонних шумов).
Микрофоны разделяют по диаграмме направленности – ненаправленные, двусторонне направленные, односторонне направленные, остронаправленные. От поставленной задачи зависит выбор микрофона.
Существует несколько основных видов диаграмм направленности микрофона:
Ненаправленные микрофоны (Круг) - прием звука со всех сторон (за исключением закрытой части корпуса микрофона). – чувствительность не зависит от угла падения звуковой волны. Преимуществом ненаправленных микрофонов является простота конструкции, и стабильности характеристик с течением времени. При помощи такого микрофона хорошо записывать звуки окружающей среды, природы.
Микрофоны двустороннего направления (Восьмерка) - характеристика направленности имеет вид восьмерки. отбор звука с фронтальной и обратной стороны. Звуковое поле действует на две стороны диафрагмы.
Двусторонние микрофоны удобны, например, для записи разговора двух собеседников, сидящих друг напротив друга, часто используется для "живого" озвучивания томов.
Микрофоны одностороннего направления - их называют кардиоидными. Кардиоида - форма сердца, прием сигнала с фронтальной стороны и подавление с обратной. Эти микрофоны имеют определенные преимущества в эксплуатации: источник звука располагается с одной стороны микрофона в пределах достаточно широкого пространственного угла, а звуки, распространяющиеся за его пределами, микрофон не воспринимает. Самый надежный и часто используемый микрофон в концертной деятельности. Эффективно озвучивает вокал и другой источник звука в условиях громкого шума.
Остронаправленные - суперкардиоидные и гиперкардиоидные. Суперкардиоида - сжатое по сторонам сердце с небольшим выбросом чувствительности на обратной стороне, гиперкардиоида - еще более сжатое сердце с более ярким выбросом чувствительности на обратной стороне.
Микрофоны делят по коммутационным характеристикам - традиционные проводные и радиомикрофоны.
Радиомикрофон представляет собой «комбайн» из микрофонной головки и передатчика (трансмиттера) в одном корпусе и приемника (ресивера). Безпроводная вокальная система, расширяет творческие способности исполнителей, не имея провод исполнитель получет свободу перемещения по сцене не боясь запутаться в проводах.
Микрофоны в сочетании вышесказанных принципов в самой разной комбинации, могут иметь разный дизайн и предназначение – ручной, подвесной, петличный, настольный, прикрепляемый к инструменту и т. д.
Петличный микрофон - миниатюрный микрофон обычно прикрепляется либо к одежде, либо к инструменту. Часто применяется в журналистике идеально подходит для записи речи интервьюируемого собеседника, сам по себе имеет малый размер и практически незаметен на одежде. Единственный минус этого микрофона, при приближении усиливается чувствительность к низким частотам.
Дистанционные узконаправленные микрофоны-пушки (shotgun).
Применение узконаправленных микрофонов дальнего действия оправдано в тех случаях, когда источник звука лишен возможности перемещаться, а использование радиосистемы невозможно.
Вследствие острой направленности микрофоны этого типа устойчивы к самовозбуждению и легко управляются. Спады уровня узконаправленных микрофонов часто порождают довольно странный звук, поэтому их лучше использовать не в качестве основных, а как вспомогательные. Такие микрофоны применяют в киноиндустрии, театрах, записи музыкальных инструментов. Хорошо и качественно без лишних шумов преобразует звуковые колебания в электрический сигнал.
PZM (микрофоны зонного давления) PZM-микрофоны (иногда их называют граничными микрофонами) следует отнести скорее не к специализированным, а к обычным, имеющим, однако, специальное размещение. Принцип действия микрофонов этого типа основан на том, что капсюль располагается на небольшом расстоянии от отражающей поверхности, в результате чего прямой и отраженный сигналы имеют практически одинаковую амплитуду, и суммарный звук образует некую зону давления, которая воспринимается микрофоном.
Это означает, что отражательная поверхность становится как бы частью микрофона. Обычно микрофоны этого типа монтируются на небольших пластинах размером 150 mm, но их размер можно существенно увеличить, установив микрофон на какую-либо поверхность (пол, стена, экран). Диаграмма направленности PZM-микрофона имеет форму полусферы. Микрофон не воспринимает звук, приходящий из-за поверхности, на которой он расположен, и практически с одинаковой чувствительностью собирает звук, падающий с фронтальной стороны в диапазоне 180°.
Это делает их идеальными для озвучивания конференций, театров, поскольку сама трибуна становится как бы микрофоном. Увеличивается свобода передвижения докладчика или артиста без возникновения каких-либо нежелательных звуковых эффектов. PZM-микрофоны позволяют избежать проблем, связанных с интерференцией и балансировкой, которые возникают в системах с несколькими микрофонами, однако в случае их использования необходим жесткий контроль за самовозбуждением системы.
Не существует идеального микрофона, подходящего для всех источников звука и видов работы. Каждому источнику – свой тип микрофона со своими параметрами.
При работе с микрофонами нужно учитывать эффект приближения - увеличение чувствительности микрофона к низким частотам по мере приближения его к источнику звука. Этот эффект объясняется тем, что для низкочастотного сигнала различие в фазах волн, приходящих на фронтальную часть капсюля и фазоинверторные отверстия, незначительно.
Эффект приближения можно использовать для получения мощного теплого баса или увеличения коэффициента усиления на низких частотах без самовозбуждения системы. Однако, глубина этого эффекта сильно зависит от расстояния, и перемещение микрофона на пару сантиметров может привести к существенному изменению частотного баланса сигнала, поэтому микрофон необходимо жестко закрепить на фиксированном расстоянии от источника.
Основное применение в звукоусилении находят динамические микрофоны – более универсальные, стойкие к перегрузкам и более дешевые. Для вокала рекомендуются суперкардиоидные динамические микрофоны с частотной характеристикой от 60 Гц до 16-17 кГц.
Распределительные коробки (Dl boxes) - непритязательные распределительные коробки (direct injection boxes) согласуют входные/выходные разъемы, электрические параметры, а также защищают аппаратуру исполнителей от влияния фантомного питания.
Распределительные коробки бывают двух типов - пассивные и активные. Пассивные приборы придают звуку искажения и ослабление высоких частот. Качество пассивной распределительной коробки определяется ее основным элементом - трансформатором. Директ-бокс преобразовывает небалансный высокоомный выходной сигнал в низкоомный балансный, что позволяет использовать длинные соединительные кабели без риска получения дополнительных шумов и подключить любой электроинструмент на прямую в микшерский пульт. Директ-бокс влияет на качество звука, например, между усилителем и гитарным звукоснимателем обычно имеется резонансная частота около 2–3 кГц. Сопротивление нагрузки определяет силу этого резонансного пика: меньшее сопротивление глушит этот пик, а большее делает его более ярко выраженным, что в свою очередь делает звук более ярким и читаемым.
Микшерный пульт - самый главный инструмент звукорежиссера, ведь 95% всего времени он находится именно за ним, задачи микшерского пульта заключается:
Цифровой микшер похож на обычный аналоговый микшер, но с меньшим количеством регуляторов. Весь звук пришедший в него мгновенно с минимальной задержкой преобразуется в цифровой сигнал, который изменяется по замыслу звукорежиссера и в конечном результате цифровой сигнал преобразуется обратно в аналоговый. На каждый входной канал установлен аналого-цифровой преобразователь. А также для каждого цифрового входного порта имеется цифровой приемник «digital interface receiver» (DIR) для распределения сигнала с физического входа на любой канал тракта.
После того, как цифровой сигнал попадает в пульт, пользователь может его направить в любой входной или выходной модуль тракта. Задача маршрутизации заключается в привычных функциях, таких как AUX посылы и возвраты, посылы матрицы, посыл на выходы. Каналы пульта также могут быть назначены на виртуальные группы для удобства в управлении. Эти группы называются DCA (от англ. «digitally controlled amplifier» –«цифровое управление усилением»), терминология заимствована из аналоговой сферы.
Сведение происходит путем смешивания сигнала в сигнальном цифровом процессоре– DSP (от англ. «DigitalSignalProcessor» –«цифровой сигнальный процессор») под управлением ЦП.
DSP предоставляет встроенные эффекты пульта и несколько видов эквалайзеров. Нередко в лучших микшерных пультах можно встретить до восьми виртуальных процессоров эффектов и около двенадцати 31-полосных графических эквалайзеров. Процессор эффектов DSP принимает входной сигнал из модуля маршрутизации или может иметь свой специальный вход и выход. Эти эффекты могут быть использованы любой шиной в тракте, что концептуально напоминает аналоговые пульты. На различных каналах микшера присутствует обычно следующий набор эффектов DSP: ФВЧ, эквалайзер, динамическая обработка, задержка и т.д.
Есть два вида цифровых консолей: дискретные и монолитные. Монолитные пульты – это аналоговые или цифровые консоли не превышающие 32 каналов. Конструкция их такова, что все процессоры обработки, маршрутизации и поверхность с фейдерами и дисплеем находятся в одном аппарате. А к дискретным пультам относятся микшерные системы, подразумевающие аппаратное разделение всех основных функций пульта, состоящие как минимум из двух элементов: Work surface, или
«контролирующая поверхность» – здесь осуществляются функции управления миксом и индикацией, и «Digital Engine» или «Микс Рэк» – некоего устройства, в котором происходит непосредственно процесс обработки цифровых аудио сигналов.
Для экономии места на пульте, существует специальная концепция разделения физического контроля функций, которая называется Layering (от англ. Layer – слой). Фейдеры на контрольной панели могут быть сгруппированы в банк из восьми фейдеров, и таких банков может быть четыре слоя. Эти фейдеры свободно назначаемые, конфигурация может быть следующая: слой 1- стереовходы; слой 2- возврат с эффектов; слой 3- группы DCA; слой 4и т.д Активное использование слоев может стать помехой для оперативного управления.
Панель управления имеет полный набор элементов для сохранения и вызова настроек, а также копирования и применения параметров для различных каналов, и переноса их на другие устройства, в том числе на аналогичные микшерные пульты. Эта функция называется snapshot (от англ.
«моментальный снимок») или «сцены». Это огромное преимущество цифрового пульта. Наличие сцен позволяет быстро переключаться между оригинальным и готовым миксом, использовать постоянные настройки для любого артиста, хотя и никто не исключает возможность совершенствования и внесения требуемых корректировок в финальный микс.
Еще одна полезная функция цифрового микшера, это модульность. Например, обработка DSP может находиться в модуле DSP, раздельно от
«контролирующей поверхности». Аппаратные DSP могут быть на карте, которая подключается в специальный слот в модуль DSP. Эта конструкция пульта позволяет очень легко модернизировать или ремонтировать его. Сейчас не редкость, когда в небольшом кабинете одновременно могут находиться и входы/выходы, DSP, и ЦП, а управление консолью уже происходит через другой аппарат. Это полезно еще и тем, что когда модуль со входами и выходами разделен от «контролирующей поверхности», то можно его поместить на сцене, не прокладывая громоздкие аналоговые кабели. Всю передачу информации от сценического модуля (Stage box) и до КП на себя возьмет легкий цифровой кабель. Этот кабель нужен для передачи тестового сигнала с «контролирующей поверхности» на сценический модуль. Это позволяет сэкономить на стоимости многоканальных громоздких мультикорах (snake).
До недавнего времени цифровые консоли не обладали достаточной легкостью и быстротой в управлении, и не внушали надежности. Цифровая консоль – это, специализированный компьютер, и достоинства его использования такие же, как и для другого любого компьютера. Запись всех ваших действий, сохранение внесенных изменений, напоминание о том, что нужно отменить, можно переносить информацию на другой компьютер и многое другое. Цифровой звук имеет невероятные возможности: полная обработка на каждом входном канале и выходных каналах; фейдеры переназначаемы, использование цифрового кабеля для передачи без помех и т.д. Цифровые консоли имеют возможность удаленного управления при помощи планшета и установленного приложения через сеть WI-FI. Таким образом, звукорежиссер имеет возможность настроить, например, мониторы на сцене. Цифровой микшерский пульт имеет возможность многоканальную запись. Это позволяет звукорежиссеру отредактировать каждый канал отдельно для сохранения качественного микса. За рубежом очень популярен виртуальный саунд-чек. Например, концерт предварительно записывается в хороших условиях, затем проигрывается в том зале где проходит саунд-чек, исполнители настраиваются под него, корректируют свои недочеты, и дальше успешно выступают на концерте.
При наличии в цифровых микшерских пультах возможности обработки аудио сигнала, такие как по канальный параметрический эквалайзер, компрессор, гейт, разгружает много килограммовые рэковые ящики. Для звукорежиссера это в первую очередь мобильность с сохранением точности и качества воспроизведении звука.
Усилитель мощности звука - прибор для усиления электрических колебаний, соответствующих слышимому человеком звуковому диапазону частот. Системы звукоусиления используются при объеме помещения более 2000 м3 и удаленности слушателей свыше 25 м. Иногда звукоусиление может потребоваться и при меньших объемах, если имеет место большое звукопоглощение. В лекционных залах и театрах такие системы нужны для усиления речи. В концертных залах электроакустика требуется для помощи солистам в сопровождении оркестра.
Усилители различают на следующие классы:
Класс А – низкий КПД (порядка 30%), но и невысокий уровень искажений. КПД означает, что только часть подведенной энергии тратится на усиление звука, остальное выделяется в виде тепла. В этом режиме получается приятный “теплый” звук.
Класс B – высокий КПД (порядка 70%), но невысокое качество звука – “сухое” звучание.
Класс AB – при близком к максимальному сигналу работает в режиме В, а при малых сигналах – в режиме А. Получается компромиссное решение – достаточно высокое КПД (порядка 60%) и хорошее качество звука. Большинство усилителей работают в этом классе.
Класс D – очень высокий КПД (порядка 85%), а при использовании импульсного блока питания – малый вес, что может сыграть роль в мобильных использованиях. «Минус» данного класса усилителей – ограничен верхний частотный диапазон.
Усилитель звука должен работать на 70% мощности, это щадящий режим который увеличит срок службы аппаратуры. Например, имея динамики с номинальной мощностью потребления 350 W, усилитель должен иметь мощность 500 W.
Выбор звукоусилительного комплекта происходит исходя из предполагаемого места его расположения и задач, которые он должен выполнять – озвучивание речи, концерта, дискотеки или многофункциональное использование. На выбор звукоусилительного комплекта будет также влиять геометрия и акустика помещения, поэтому выбор звукоусилительного комплекса индивидуален для каждого помещения и формата мероприятия.
Излучающие акустические системы - устройства воспроизведения звуков при помощи электродинамических громкоговорителей, в котором происходит преобразование электрического сигнала в звуковой, благодаря перемещению катушки в магнитном поле постоянного магнита, за счет подачи на нее тока с последующей передачи колебательных движений на диффузор громкоговорителя, создающий звуковые колебания в окружающей среде.
По назначению акустические системы разделяются на порталы и мониторы. Порталы – основные акустические системы, предназначены для вывода звука в зал – для слушателей, а мониторы предназначены для контроля звука на сцене – для выступающих.
По области использования акустические системы делятся на: бытовые, студийные, концертные, инструментальные и др. По положению в пространстве акустические системы бывают: напольные, настенные, потолочные. Кроме этого акустические системы могут различаться по мощности, сопротивлению, форме корпуса и др.
По рабочему частотному диапазону акустические системы делятся на широкополосные акустические системы и сабвуферы. Широкополосные акустические системы используются для воспроизведения частот от 40-60 Гц до 20 кГц, а сабвуферы – для воспроизведения только низкочастотного диапазона (НЧ) – от 30 до 70..500 Гц.
Поскольку воспроизведение низких и высоких частот имеет свои особенности, то для качественного и эффективного воспроизведения широкополосного сигнала используются либо 2-х, либо 3-х полосные акустические системы. Широкополосные акустические системы.
Акустические системы имеют от одной до пяти полос. Полоса - это под диапазон воспроизводимых звуков. Самые распространенные - двухполосные и трехполосные. Двухполосные системы представляют собой устройство, в котором через один динамик воспроизводятся звуки низких и средних частот, а через другой - звуки высокой частоты. В трехполосных системах низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные звуки воспроизводятся через отдельные динамики. В двухполосной акустической системе используется: один динамик - вуфер - для воспроизведения низких частот, и один динамик для воспроизведения высоких частот – драйвер (динамик для воспроизведения СЧ и ВЧ) или твитер - динамик для воспроизведения ВЧ. Для того чтобы динамики воспроизводили свой диапазон частот, в акустических системах используются кроссоверы, которые пропускают для каждого динамика нужную полосу частот (а все остальное ослабляют). Кроссовер может быть активным и выглядеть как самостоятельное устройство, с выбором раздела частоты и его уровня динамики, так и пассивным расположенный внутри корпуса акустической системы.
Сабвуфер - акустическая система, которая состоит из одного или нескольких низкочастотных динамиков. Они используется там, где требуется получить мощный низкочастотный сигнал, например, дискотека: поскольку порядка 80% мощности сосредоточено в НЧ диапазоне до 300-500 Гц, то для усиления сигнала в этом диапазоне эффективнее использовать активный или пассивный сабвуфер, а всё остальное (от 300-500 Гц до 20 кГц) усиливать с помощью широкополосной системы, в 2-3 раза меньшей мощности по сравнению с мощностью сабвуфера. Применение сабвуфера усложняет настройку звуковой системы, но позволяет получить больший эффект при воспроизведении широкополосного сигнала в этом случае.
Акустические системы бывают активные и пассивные. Разница только в одном в наличии в корпусе усилителя. В активной акустической системы есть преимущество в мобильности, но при выхода из строя теряется сразу два элемента, громкоговоритель и усилитель.
При выборе акустической системы нужно четко понимать, где и для чего она будет использоваться, потому что от этого будут зависеть не только их характеристики, но и форма корпуса, его исполнение и др.
При работе под открытым небом, необходимо иметь корпус акустической системы, которая защищает динамики и внутреннюю схему от воды и пыли.
Качество звука зависит и от материала, из которого сделан корпус акустической системы. Дерево или ДСП самый лучший вариант, но он дорогой и тяжелый. Пластик дешевый, легкий, но качество звука оставляет желать лучшего из-за резонанса дающий характерный дребезжащий звук.
Помимо основных технических средств перечисленных выше, в арсенале звукорежиссера имеются приборы обрабатывающие звуковой сигнал такие как: Компрессор, гейт, эквалайзер, ревербератор, задержки, кроссовер.
На сегодняшний день при наличии цифрового микшера, все перечисленные приборы имеются в наличии цифровой консоли, виде виртуальной программы.
Компрессор – устройство которое усредняет динамический диапазон аудио сигнала, срабатывая на громкий сигнал перешедший уровень порога, срабатывание с последующим ослаблением динамики аудиосигнала до нужного значения. Например, во время концерта исполнитель или ведущий может сильно крикнуть, во избежание оглушения зрителей, компрессор ослабляет динамику амплитуды звукового сигнала.
Гейтирование – работа гейта заключается в полном приглушении уровня сигнала если он не превышает заданного порога громкости, тем самым пропуская только полезный сигнал и заглушение шумов во время пауз. Например, во время концерта, где используется большое количество инструментов и микрофонов при солировании 1 инструмента желательно чтобы в этот момент работали только те микрофоны, которые в данный момент и озвучивают этот инструмент. Если все микрофоны работают без гейтирования, то уровень шума складывается со всех микрофонов и может достигать высокого уровня громкости, который не благоприятно сказывается на прослушивании солирующего инструмента.
Ревербераторы – приборы имитирующие реверберацию объемных помещений. При работе на открытой площадке где отсутствуют стены и потолки голос или инструмент теряет эффект полета, сочность звучания. В этом случаи ревербератор самое незаменимое средство для эстетического окрашивания звука.
Эксайтеры – приборы, которые восполняют дефекты звука путем добавления к сигналу высокочастотных гармоник подобно естественному искажению, производимые ламповыми приборами и субъективно увеличивает его громкость. Например, при оцифровывании старых пластинок или магнитных лент теряется сигнал за счет размагничивание ленты временем, эксайтер помогает восполнить этот потерянный частотный спектр.
Гармонайзеры - цифровые приборы, которые автоматически создают копии исходного сигнала, но уже на другой частоте.
Описание эффектов: Delay (задержка) - повтор звука.
Echo (эхо) - ряд повторов звука с постепенным затуханием (подобно крику в горах).
Chorus (хорус) - эффект, имитирующий исполнение несколькими музыкантами одного и того же произведения.
Flanging (флэнжер) - имитация исполнения произведения музыкантом, находящимся на другом конце длинного тоннеля.
Phasing (фазер) - более мягкий эффект, чем флэнжер, достигаемый за счет более плотной "гребенчатой" фильтрации и в основном влияющий на высокие частоты.
В системах звукоусиления любое оборудование необходимо использовать с максимальной степенью эффективности. Сильно загрязненный шумом возврат с эффекта может погубить даже самую высококачественную звукоусиливающую систему. Необходимо уделять самое пристальное внимание уровню сигнала, подаваемого на эффект, применяя комбинированное управление канальным и общим aux-посылами (в идеале общий регулятор aux должен быть, установлен примерно на 12 часов). Если прибор обработки имеет переключатель чувствительности или входы с различной чувствительностью, старайтесь использовать минимальную чувствительность, добиваясь необходимого уровня за счет регулировки на консоли. В противном случае вам придется понижать уровень сигнала на входе эффекта, а затем выправлять ситуацию за счет усиления в самом эффекте, либо на микшере, повышая тем самым уровень шума.
Таким образом, зная физические свойства звука и инструменты, которые могут этот звук изменить, так как задумал звукорежиссер, он может создать высококачественное и художественное музыкальное оформление любого мероприятия культурно-досуговой деятельности, что так необходимо в современном мире. Идет стремительное развитие в сфере киноиндустрии, повышается зрелищность мероприятий с использованием большого количества аппаратуры которые исчисляются не только в киловаттах, но и в тоннах, планка зрелищности задирается и выходит постоянно на новые высоты – это необратимый процесс который будет развиваться и достигать не виданных высот. Современный звукорежиссер как художник создающий неповторимую звуковую картину.
Напишите Ваше мнение