Основные принципы работы звукорежиссера

Данная статья будет полезна для начинающих звукооператоров и звукорежиссеров. Цель её - создать правильное представление о работе специалиста по звуку на площадках открытого и закрытого типов.

Появление профессии звукорежиссера связано с возникновением звукового кино, где требовалось не только записать звук, но и синхронизовать его с картинкой. Научный прогресс не стоит на месте, со временем появляются новые технологи, оборудование. Профессия звукорежиссера приобретает все более сложный характер.

Основная цель звукорежиссера — при помощи технических средств осуществить передачу звука на высоком художественном уровне. Для высококачественной передачи звука на высоком художественном уровне звукорежиссеру нужно правильно манипулировать свойствами звука, такими как динамический диапазон, частотный спектр, направленные и временные свойства.

Для достижения основной цели при работе со звуковой аппаратурой, специалисту необходимо владеть основными знаниями в области физике звука, психоакустике, иметь музыкальное образование.

Специфика работы звукорежиссера заключается в достижении высокого уровня микширования. Микширование имеет 5 аспектов: планирование, контроль, баланс, выразительность и обработка.

  1. Планирование – коммутация и правильная расстановка аппаратуры с учетом всех особенностей помещения и задач мероприятия.

Планирование – коммутация и правильная расстановка аппаратуры с учетом всех особенностей помещения и задач мероприятия

  1. Контроль – уверенность в отсутствие обратной связи, посторонних шумов и искажений, а также в том, что сценические мониторы и порталы обеспечивают достаточный уровень звукового давления.
  2. Баланс - Создание единой целой звуковой картины.
  3. Выразительность – при помощи технических средств помочь исполнителю передать как можно больше эмоций.
  4. Обработка – придание звуку нужного окраса.

Современное звуковое оборудование имеет возможность повысить качество звучания и расширить творческие возможности исполнителей:

  • появляется возможность точных регулировок;
  • возможность изменить    акустические    свойства    помещений    с заданными размерами и архитектурным оформлением;
  • можно изменять и оптимизировать баланс звукового давления речи, пения и инструментальной музыки;
  • возможность усилить разборчивость речи;
  • возможность обработать звуковой сигал при помощи фильтров или внешних приборов;
  • возможность создать   уникальные   звуки   и   шумы   с   помощью специальных электронных устройств или фильтров;
  • можно в полной мере использовать площадь сцены;
  • меньше ощущается граница между залом и сценой;
  • появляется возможность создания пространственных эффектов, например, психоакустическое позиционирование звука в пространстве;
  • появляется возможность одновременной записи всех каналов микшера.

Звук — это механическое колебание частиц воздуха в пространстве в виде упругих волн. Не видимые человеком звуковые волны, представляющие из себя зоны повышенного давления и разряжения воздуха. Звуковые волны изображаются волнистой линией — синусоидой. Сильные сигналы имеют большую амплитуду колебаний, слабые — маленькую амплитуду.

К физическим свойствам звука относятся: частота, амплитуда, тембр; к энергетическим параметрам — интенсивность звука; к психофизическим — громкость и динамический диапазон.

Человеческое ухо слышит звуковые колебания, находящиеся в частотном спектре от 20 Гц до 20КГц. Все колебания которые находятся ниже слышимого частотного спектра до 20 Гц, называются инфразвуками, и те которые находятся выше 20 кГц, называются ультразвуками. Они не слышны, но оказывают на нас свое влияние, например, частоты, ниже 16 Гц вызывают у человека чувство паники или страха. Но такие звуковые волны имеют природный характер происхождения.

Голосовые связки человека имеют свойства колебаться на разных частотах, тем самым менять высоту голоса. Изменение высоты голоса меняет и интонацию в голосе. Если во время речи оратор не будет использовать интонацию, то его речь будет монотонной и не выразительной (без эмоциональной).

У исполнителей песен (певцов и вокалистов) голосовые связки должны изменять свою частоту колебаний в 4 раза. В обычной речи высота голоса изменяется значительно меньше, чем в пении. Статистически установлено, что мужчины говорят, как правило, в пределах большой и малой октав на частоте 85—200 Гц, а женщины — в пределах малой и первой октав на частоте 160—340 Гц.

Речь артистов (сценическая речь) тоже должна иметь широкий диапазон по высоте голоса и доходить примерно до 2 октав. У музыкальных инструментов самый широкий частотный диапазон. Он лежит в пределах от 30 Гц до 16 кГц.

Тембром звука называется качество восприятия звука, которое независимо от частоты и амплитуды позволяет различить звучание одного источника от другого. Тембр характеризует художественную сторону звучания, придавая звуку уникальную окраску, которую можно сравнить с цветовой. По тембру звука легко различаются голоса людей.

В процессе настройки звучания голоса или инструмента самое пристальное внимание нужно уделять эквализации частотного спектра, чтобы подчеркнуть тембр звука, т.к. он является совокупностью его обертонов. Например, чтобы сделать звучание акустической гитары более яркой нужно поднять частотный диапазон от 2 до 5 КГц, чтобы убрать

«бубнение» достаточно подрезать частоты в районе 100-250 Гц. При балансе частотного диапазона, меняется окрас звука. Зная нюансы тембра какого- либо инструмента можно легко менять его звучание, добиваясь схожести с реальным звучанием инструмента или создавать неповторимый, оригинальный окрас звука.

Настройка тембра звука

Энергетическая характеристика звука — его интенсивность — определяется, как среднее количество звуковой энергии, проходящей в единицу времени через единицу площади. Единица интенсивности — Вт/см2. В акустике для удобства измерений была принята единица как децибел (дБ). Децибел очень удобная единица для измерения интенсивности звука больших мощностей и диапазонов. 1дб – это условная единица взятая как минимальный порог слышимости, а весь остальной уровень громкости характеризуется, во сколько раз он превышают этот условный уровень.

Уровень среднего разговора двух собеседников равен примерно 70 дБ. Как видим, децибелы не имеют размерности, т. е. они, как и все относительные единицы, показывают, не сколько, а во сколько раз. Все имеющиеся электроакустические приборы на данный момент измеряют звук в децибелах. Громкость является психофизическим эквивалентом интенсивности звука. Более интенсивные звуки воспринимаются как более громкие. Однако между громкостью и интенсивностью нет прямого соответствия.

Громкость звука — субъективное восприятие силы звука. Кривые равности громкости показывают как воспринимает человеческое ухо частотный спектр на разных уровнях звукового давления, 1 фон на частоте 1000 Гц равен 1 db. Когда мониторинг и сведение осуществлялся на большой громкости, а в дальнейшем фонограмма воспроизводится тихо – ощущается нарушение тонального баланса в виде недостатка низких и высоких частот. Если же фонограмма сведена звукорежиссёром на малой громкости, а воспроизводится громко – вокал и речь, например, будут казаться слушателю бубнящими, так как он воспримет низкие частоты более громкими, чем их слышал звукорежиссёр.

Громкость звука

При работе со звуком на большой громкости, человеческое ухо очень чувствительно воспринимает динамику частотного спектра от 2 до 5 Кгц, преобладание этих частот вызывает дискомфорт и эффект «свербления». Нужно не только корректировать частотный диапазон в зависимости от громкости, но и желательно при помощи компрессора ослабить динамику для комфортного прослушивания готового звукового материала.

Все вышеперечисленные составляющие звука влияют на его восприятие, но слуховой аппарат работает по-другому в отличие от зрительных нервов, передающих в мозг целостный электрический аналог объекта, на который смотрит глаз. Электрические импульсы созданные внутренним ухом уходят примерно в полудюжину различных частей головного мозга. Мозг не имеет конкретной точки, который анализирует электрический сигнал, соответствующий тому, что мы слышим. Наше восприятие музыки значительно зависит ещё и от нашего настроения.   На базе этих знаний появляется научное направление под названием психоакустика . Она изучает крайне сложный комплекс взаимосвязей между ухом и мозгом и пытается помочь конструкторам звукового оборудования добиться максимума возможного от осознания того, что необходимо дать мозгу для максимального ощущения реальности при минимуме осложнений. Все самое лучшее звукоусилительное оборудование не сможет записать или воспроизвести звук инструмента также как он и звучит в реальности. Зная все эти ограничения, нужно добиваться лучшего результата.

Концерт, театральное представление и другое культурно-массовое мероприятие проходят в помещениях, где есть зрительный зал и сцена. Каждое помещение по своей архитектуре влияет на свойство звука. Звуковая волна имеет свойство отражаться от поверхности таких как пол, стены, потолок и др. предметы. При каждом новом отражении звуковая энергия теряет свою силу из-за поглощения отражающими поверхностями и воздушной средой звуковую волну. Отраженный сигнал накладываясь на прямой звук и другие отраженные сигналы формирует звук помещения его окрас и реверберацию (время затихания).

Реверберация – это процесс естественного затихания многочисленных отраженных звуковых волн.

Реверберация – это процесс естественного затихания многочисленных отраженных звуковых волнОтражения звука от стен помещения:

U - источник звука; С - слушатель; 1 - прямой звук; 2 - звук, претерпевший одно отражение;

3 - после двух отражений; 4 - после трех отражений

Время реверберации зависит от размера помещения, из какого материала оно сделано, а также наличие различных предметов. Например, гладкие крашенные маслом стены, застекленные окна, паркет, каменные своды, полированная мебель - хорошие отражатели звука. От гладких и твердых поверхностях звуковая волна хорошо отражается, теряя незначительную звуковую энергию. Наличие ковров, штор, драпировки, мягкой мебели хорошо поглощают звуковую энергию и практически не отражают звуковую волну. Время реверберации в таких помещениях практически минимальное.

Исторически сложилось, что до появления электричества, человеку хотелось донести свое слово как можно большему количеству людей. Достигалось это не за счет усиления звуковой волны, а за счет многочисленных отражений. Звуковая энергия, идущая от оратора, равномерно распределялась по залу, где слушатель получал одинаковую звуковую волну, где бы он ни находился. Такого результата можно добиться при помощи потолка в виде купола. Звуковая волна, попадающая в купол, начинает многочисленно отражаться и распределяет звуковую энергию над всем зрительным залом.

В современном мире при наличии высококачественной и мощной звукоусилительной аппаратуре, реверберация помещения наоборот неблагоприятно влияет на звук. Если раньше реверберация была просто необходима при постройке зала, то сейчас наоборот ее стараются, уменьшит до минимального значения, кроме тех залов где продолжают в лучших традициях играть классическую музыку, ведь ее как и в старые времена продолжают слушать без звукоусиления.

Для отделки стен и потолка наилучшим материалом является дерево. Звучание музыки в залах, отделанных деревом, отличается красивой тембральной окраской. Что касается студий звукозаписи, то здесь все наоборот, нужно избавляться от отражений в помещении. При сведении необходимо слышать только прямой звук от контрольных мониторов, для достоверного восприятия музыкального материала, например, при обработке звука виртуальной реверберацией.

Получение качественного воспроизведения звука в зале зависит от размещения динамиков. Существует несколько способов их размещения:

  1. Централизованный способ, при котором звук воспроизводится одним или несколькими динамиками, сосредоточенными в одном месте. Этот метод применяется в кинотеатрах, концертных залах, летних (открытых) театрах, на площадках и т. п.
  2. Распределенный способ, при котором динамики распределены по всей зоне размещения слушателей, причем каждый динамик обеспечивает слышимость на определенном участке этой зоны. Лишь на краях каждого участка могут восприниматься звуки, исходящие из двух соседних динамиков. Этот метод применяется в больших зонах размещения слушателей и, особенно в тех случаях, когда первичный источник звука не виден.
  3. Общезональный способ, при котором динамики, расположенные в разных местах, излучают звук на одну и ту же зону. В данном случае звук воспринимается слушателями как бы исходящим из разных направлений: создается впечатление "звучащего пространства".
  4. Комбинированный способ, включающий элементы различных методов, применяется тогда, когда ни один из вышеуказанных способов не приводит к желаемым результатам. Так, например, могут быть применены мощные динамики, создающие ощущение локализации источника звука в сочетании с маломощными, распределенными по местам размещения слушателей. Комбинированный метод в настоящее время широко используется в зрительных залах Культурно Досуговых Учреждений, при этом мощные динамики создают так называемый "звучащий портал".

Количество звука для закрытых помещений рассчитывается по формуле: 10 Вт на 1м2. Для небольшой сцены, не более 5 м, достаточно мониторной линии из двух мониторов по 200 Вт, размещённых по переднему краю. Чем больше размеры сцены, тем более мощные сценические мониторы необходимо использовать. Стандартная мощность сценических мониторов - 150-800 Вт. На крупных площадках (2000 мест) используют как минимум 3 мониторные линии по два монитора в каждой.

Работа на open-air имеет свою специфику. Поскольку в этом случае у нас нет отражающих поверхностей, ограничивающих распространение звука, то нам придется руководствоваться следующим правилом - на каждого слушателя озвучиваемого пространства должно приходиться 2 вт. На открытой площадке рекомендуется инсталлировать много акустических систем с малой мощностью. При установке большого количества динамиков нужно согласовать их по времени задержки воспроизведения, чтоб они звучали как одно целое.

Студия звукозаписи или радиовещания – это специализированное помещение оборудованное специальными звукопоглощающими материалами и конструкциями, так называемыми абсорбентами. При сведении необходимо слышать только прямой звук от контрольных мониторов, для достоверного восприятия музыкального материала, например, при обработке звука виртуальной реверберацией.

Исходя из оптимальных акустических условий для вещания и записи, следовало бы иметь ряд студий, различных не только для музыки и речевых программ, но и для музыки разных стилей. Понятно, что такое решение, привлекательное с творческих позиций, экономически не выгодно. Поэтому студии, обычно, строятся двух типов: речевые и музыкальные. Речевые студии обычно, оборудуются приспособлениями для оперативного (по ходу записи) изменения акустики (экранирующие щиты, выгородки, задергивающиеся занавеси и т.п.), для возможности имитации различных звуковых мизансцен спектакля.

Более подробную работу со звукам на открытых площадках мы рассмотрим с вледующих статьях.


Комментарии к материалу
Комментариев пока нет..


  • Перейти: 0 1 2 3 4 5 6 7 8