Open-Air Culture

В далеком  2012 году мы провели интересный разговор с организаторами крупных фестивалей в России, а также лидерами рынка в области event-индустрии. Интересно было понять, что изменилось за это время? Требования? Обстоятельства? Аудитория? Мотивация?

Давайте вспомним о чем мы рассуждали 10 лет назад... 

 

1. Насколько сегодня развит сегмент open-air в России в целом? Есть ли отличия от зарубежных фестивалей?

На наш взгляд, Российский рынок в сегменте развития open-air фестивалей находится зачаточном состоянии, если сравнивать его с зарубежными проектами-аналогами. Любой масштабный фестиваль должен иметь ежегодную ступень своего развития. Со временем недочётов будет становиться меньше, появляется сформированная "своя" публика, культура, цвет, стиль. Этот процесс может занимать десятилетия, прежде чем мероприятия будут носить статус «легендарных фестивалей».
Качество и уровень проектов будет формировать потенциальный круг его посетителей. С 2012 года наша команда проводила в России серию мероприятий объединенных идеей поддерживать и развивать национальные культурные традиции и современные достижения российского и мирового искусства. На каждой площадке наших мероприятий работают более ста человек, которые бесплатно проводят спортивно-развивающие игры и мастер классы для всех присутствующих гостей. Концепцию данных проектов, оценили, как молодёжь, так и люди преклонного возраста. Если же ставить основной целью, в реализации данных проектов – разовое получение прибыли, то говорить о многоуровневом динамическом развитии сложно! Молодёжь, будет скупать дорогой алкоголь, а служба охраны - не будет сидеть без работы. Самое главное, в адекватных проектах, предоставить всем гостям фестиваля доступный и качественный отдых, который будет не только укреплять здоровье, пропагандируя спорт и здоровый образ жизни, но и повышать уровень культуры России в целом. Если же современные promo-группы не возьмут курс в данном направлении, то говорить о радужном семейном отдыхе среднестатистическому российскому гражданину на таких мероприятиях будет сложно! Т.к. в основном большинство современных проектов рок и электро направлений ориентированы на молодёжь 18-25 летнего возраста, которые, как губка впитывают ту культуру, которую мы прививаем и пропагандируем в масштабных мероприятиях. Поэтому, для развития данного сегмента в России, до уровня западных проектов, необходима их поддержка государством, тесное взаимодействие с Министерством культуры Р.Ф. и, конечно же, хорошее финансирование. Только при правильном построении целей данные проекты будут иметь ежегодную ступень своего развития и станут достойными аналогами и соперниками западным фестивалям. Проекты такого формата, не только привлекают поток туристов в исторические уголки нашей великой России, но и благодатно влияют на развитие инфраструктуры региона. В этом и есть основное отличие западных проектов от Российских , а именно отсутствие в них структурированного подхода, объединяющего в себе некий симбиоз туристического бизнеса, грамотного маркетинга и отточенной за годы культурной составляющей проектов.

 

2. В России сегмент фестивалей под открытым небом значительно более развит в центральной части страны. С чем это связано? Каковы ограничения для развития фестивалей open-air?

Спрос диктует предложение! Центральная Россия является наиболее населённой, конечно этот фактор будет положительно сказываться на посещаемости фестивалей. Но, для реализации масштабных проектов необходимы серьёзные денежные средства и человеческие ресурсы. Слаженная работа promo-группы может воплотить любую идею в жизнь, не важно, в какой части России будет проводиться потенциальное событие. Однозначно хорошие инвестиции будут вливаться только в проверенные временем проекты, то есть каждому человеку, вступившему на тернистый путь организатора open-air мероприятий, необходимо понимать то, что первые 2-3 года нужно работать исключительно на имидж и развитие проекта. И только спустя определённый интервал времени, событие будет импонировать спонсорам, желающих рассматривать его, как целевую рекламную площадку для своей продукции. Ограничения, пожалуй, здесь носят только финансовый характер. Главное правильно рассчитать бюджет мероприятия, подобрать площадку с учётом наилучшего транспортного сообщения и приближённости к крупным городам, а также провести достойную PR-компанию. Если есть сомнения, по поводу финансового обеспечения проекта, то лучше утихомирить свой пыл и уменьшить масштаб мероприятия, для того чтобы минимизировать финансовые риски. Грамотная динамика развития фестиваля увеличивает шансы вывода его на всероссийский и международный уровень и повышает в разы объёмы его финансирования со стороны спонсоров.

 

3. В России в последнее время много говорится о необходимости развития внутреннего туризма?

Событийный туризм – один из возможных вариантов развития внутреннего туризма. Что необходимо делать, чтобы подобные фестивали были не отдельными событиями, а полноценным сегментом туристического бизнеса?

Для того чтобы open-air фестивали были не отдельными событиями, а полноценной составляющей туристического бизнеса необходима прежде всего их поддержка государством. Данные события должны работать в связке со всей близлежащей к месту проведения инфраструктурой. От комфорта, колорита и продуманной инфраструктуры зависит общее впечатление, создаваемое мероприятием у потенциальных его посетителей.

 

4. Крупные музыкальные и спортивные фестивали должны быть одним из инструментов для формирования имиджа территорий и их продвижения. Насколько это работает в реальности? Что нужно, чтобы это заработало лучше?

К примеру, в 2012 году мы проводили фольклорные фестивали на Юге России, которые объединили под одним небом десятки тысяч человек, в том числе иностранцев, проявивших большой интерес к достопримечательностям России – эпицентра русской культуры, исторических памятников, дореволюционных Храмов и уютных скверов. В 2013 году фестивали внесли в госреестр обязательных мероприятий. Безусловно следующим этапом следует рассматривать наращивание количества тематических фестивалей в данном направлении, а также создание полноценной инфраструктуры, сочетающей в себе доступные и уютные гостиницы, стабильное транспортное сообщение, разнообразие туристических маршрутов, позволяющих оценить неповторимый колорит России.
Такая концепция развития проектов не только экономически выгодна для региона их проведения, но и сопутствует возрождению интереса к истории и культуре нашей страны.


5. Насколько рентабельным сегодня является бизнес по организации фестивалей? Насколько это привлекательный сегмент бизнеса? Кто занимается такими мероприятиями сегодня в стране?

Бизнес по организации фестивалей является рентабельным, при условии организации мероприятия под ключ. То есть речь идёт об извлечении прибыли со всех сегментов рынка составляющей внутренней инфраструктуры мероприятия. Такой подход значительно снизит риски и позволит вам выявить наиболее выгодные источники получения прибыли.
Данный сегмент бизнеса является привлекательным и прибыльным при условии тщательного маркетингового исследования всех составляющих будущего проекта с целью выявления тенденции его окупаемости и развития. Обычно новичкам везёт редко. Конечно, это связано с отсутствием опыта.
В настоящее время существуют сотни promo-групп, которые занимаются реализацией open-air проектов на всей территории России. Все эти люди тем или иным образом связывают свою жизнь с музыкой. Очень часто эти проекты изначально носят спонтанный характер и не ориентированы на широкий круг людей, но за годы своего существования приобретают авторитет и выходят на новый, более высокий уровень. Судя по тенденции последней пятилетки, лишь несколько проектов сумели выйти на федеративный уровень с посещаемостью более 500 тысяч человек, опять же это является результатом упорного труда организаторов, поддержки проектов городскими структурами и полноценного инвестирования. Если говорить об объёме рынка open-air фестивалей в России, то здесь нужно чётко представлять, какие именно продукты будут оцениваться. Каждый сегмент рынка может не только развиваться за счёт привлечения потока туристов, но и увеличивать доходность путём качественного и плодотворного межсегментарного взаимодействия. К примеру, одна лошадь может тянуть восемьсот килограмм груза, но две лошади – десять тонн. Эта аллегория отражает простую истину, что на первый взгляд некая неоднородность сегментов данного рынка, работая исключительно в связке, может приносить максимальную финансовую прибыль.

Безусловно, географическая составляющая будет влиять не только на концепцию такого рода проектов, но и на сезонность их проведения. Чтобы получить конкретные цифры, можно обратиться к сведениям госстатистики. Количество проектов и объёмы инвестирования будут увеличиваться по экспоненте при приближении дислоцирования фестивалей к центральным регионам страны. Это связано не только с экономической целесообразностью проведения такого рода проектов вблизи городов-миллионников, но и менталитетом молодёжи, формируемым образом жизни в данных субъектах. Поэтому при разработке программ мероприятий по оценке объёмов рынка имеет смысл проанализировать все эти аспекты и сделать окончательный вывод, какое именно направление необходимо брать приоритетным в рамках тематики проектов, их масштаба и уровня.
Центральная часть России является перспективным, развивающимся сегментом open-air мероприятий. Это связано, прежде всего, с климатическими особенностями региона, а также степенью востребованности и симпатии людей к фестивалям под открытым небом. За последние годы эта динамика сохраняется и расширяет границы туристической составляющей. В том числе появляется всё больше мероприятий спортивной направленности!

Подводя итог сказанного, стоит отметить, что рынок open-air мероприятий в России является ненасыщенным, открытым и готовым принять в свои ряды бизнесменов, которые при грамотной и многосторонней аналитике данного ёмкого дела, смогут извлечь неплохие дивиденды от качественных проектов и создать хороший задел для создания ежегодных конкурентоспособных фестивалей. Данные проекты будут не только приносить прибыль, но и способствовать развитию национальных культурных традиций и современных достижений российского и мирового искусства, приобщению людей к идеям гуманизма и ценностям культуры жителей России, популяризации культуры и искусства, а также укреплению межрегиональных, межнациональных и международных культурных связей.


Комментарии к статье
Комментариев пока нет.