Как работать звукорежиссеру на закрытой концертной площадке?

Специфика работы звукорежиссера заключается в подготовке звукового оформления на стадии планирования мероприятия.

Подобранная музыка должна органично вписываться в представление, отображать ту или иную эпоху, эмоционально составляющею сценического эпизода. В процессе поиска музыкального материала необходимо ознакомиться с книгами, кинофильмами и другими материалами посвященные теме постановки, чтобы подробно вникнуть в содержание и раскрыть главную идею произведения.

Подбор музыки называется музыкальным оформлением - Музыкальное оформление, как известно, является неотъемлемой частью технологического процесса создания культурно-досуговой программы. Это включение в досуговую программу музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной - в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм.

Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных.

ЗвукорежиссураОдна из функций музыки - создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам - эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, - помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию.

После подбора музыки, работа звукорежиссера заключается в репетиционном процессе, где наглядно можно увидеть, услышать и почувствовать все элементы художественной выразительности. Выбор и оценка музыки могут проводиться только в зависимости от конкретных ассоциаций, возникающих при постоянном творческом контакте с исполнителями, режиссером, художником в процессе репетиционной работы над спектаклем. Не редкость, что в процессе репетиции происходит замена заранее подобранной музыки.

Следующий этап подготовки спектакля заключается, в подготовке технического оборудования для озвучивания артистов и воспроизведения аудио сигнала. Основная задача звуковоспроизводящей аппаратуры, донести до зрителя ясную разборчивую речь и высококачественное воспроизведение музыкального, шумового материала.

Расчет мощности и нужного звукового давления акустической системы для комфортного прослушивания в любой части зала, вычисляется по формуле: на 1-го человека должен приходить 1w. Например, зал на 450 мест, соответственно мощность не должна быть ниже 450 w, звуковое давление (db) на последнем ряду должно быть не ниже 60 db (разговор 2 собеседников на расстоянии 1м) и не выше на переднем ряду 90 db по нормам СанПиН 42- 128-4396-87. (Санитарные нормы допустимой громкости звучания звукопроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых). При выборе акустической системы нужно смотреть на уровень чувствительности, данный параметр говорить о звуковом давлении который он может создать при подаче на него 1w мощности на расстоянии 1м. Например, мы имеем зал площадь которого составляет 20м*20м=400 м2 и акустическую систему состоящую из 2 сателлитов чувствительность которых составляет 96 db1мw, а номинальная мощность 450 w. Если на акустическую систему подать мощность равная 1w, то на последнем ряду на расстоянии 20 метров от акустики, зритель будет слышать звук на уровне 70 db. При каждом двойном удалении от излучателя звука, звуковое давление уменьшается на 6 db.

Расчет производиться по простой формуле:

Р = 20log(r-1)

20log(20м-1)=25.57 db, именно на столько уменьшиться звуковое давление в заданной точки. Дальнейшие расчеты, 96 db - 26 db = 70 db

Р – уровень звукового давления в расчетной точке

r – расстояние от громкоговорителя до расчетной точки (м)

1      –      коэффициент      учитывающий,      что      чувствительность громкоговорителя измеряется на 1м.

Снижение звукового давления (Дб) в зависимости от расстоянияДля разборчивости речи и восприятия полезного сигнала, уровень громкости должен быть на 15 db выше уровня шума. Из этого следует, что речь артиста будет по динамике разная от тихого до громкого сигнала, с разницей в 15db. Предположим что в зале именно этот порог громкости по шуму (шепот зрителей, шум от светового оборудования). Соответственно прибавляем к 70 db еще 15 db и мы получаем максимально необходимое звуковое давление на заднем ряду 85 db. Исходя из этого, звукоусилительный тракт должен выдавать мощность  32 w.

К уже полученной мощности рекомендуется добавить десятикратное количество, чтобы иметь запас по громкости 10 db, 32*10=320 w. При большом запасе мощности, акустическую систему безопасно эксплуатировать, не боясь кратковременных пиков по громкости. Десятикратное увеличение мощности увеличивает звуковое давление на 10 db.

Зависимость звукового давления от мощности звукового оборудования

Для пассивной акустической системы с номинальной мощностью 320 w, нужен усилитель, который выдает нужное количество ватт при работе на 70%. Простым вычислением узнаем необходимую мощность для усилителя или активной акустической системы 320/70%*100%=457 w. Для зала на 450 мест, необходимы акустические излучатели громкости номинальной мощности 457 w, с чувствительностью 96 db1mw, на каждого зрителя приходится 1 w, что и было сказано выше.

После установки нужной мощности громкоговорителей, звукорежиссеру нужно замерить АЧХ акустической системы. Например, при помощи программы «Smaart» и измерительного микрофона. В данной программе мы можем наблюдать АЧХ, когерентность и фазу. АЧХ – амплитуда частоты звуковой волны, когерентность – многократное сложение звуковых волн, фаза - это положение звуковой волны относительно нулевого уровня (оси) в выбранный момент времени. При помощи графического эквалайзера 32 полосного, балансируем частоты до получения линейности АЧХ. Если появляется «гребенчатость» АЧХ, это говорит, что акустические системы расположены неправильно. Множество отражающих поверхностей пол, стены, потолок, самым непредсказуемым образом влияют на звук.

Графический эквалайзер

Отраженный сигнал складывается из множества сигналов, имеющих различные временные задержки и различную частотную окраску (в зависимости от частоты, поверхности по-разному отражают и поглощают звук). Все это приводит к тому, что мы получаем суммарный сигнал, качество которого далеко от совершенства. Достаточно сдвинуть аппаратуру на 10-20 см и тем самым уменьшить количество отраженных сигналов.

Для снятия речи артистов используют специальные сценические конденсаторные микрофоны, которые подвешивают над сценой. По мимо подвесных микрофон для озвучивания спектакля, используют напольные микрофоны (лягушки), размешают микрофоны на полу передней части авансцены. Схема подвеса микрофон очень важна для равномерного снятия звука в комплексе микрофонов всего пространства сцены. Микрофоны должны охватывать всю активную часть сцены. Например, сцена шириной 11 метров и глубиной 9 метров, для равномерного снятия звука нам понадобиться 8 микрофон 3 из них вешаем на передний план сцены, по центру 3 микрофона и2 на задний план сцены. получается чем ближе к залу и излучателям звука, тем больше микрофонов на там понадобиться, а чем дальше от зала тем меньше. Из-за проблем с самовозбуждением на переднем плане от акустической системы необходимо устанавливать большое количество микрофон и размещать как можно ближе к источнику, но не ближе вытянутой руки т.к они будут работать с маленькой чувствительностью и маленькой диаграммой направленности, такой режим работы микрофона охватывает малую часть сцены и поэтому требуется большее их количество. В центре и на заднем плане сцены, микрофоны распложены на большем расстоянии от громкоговорителей, чем те которые расположены на переднем плане сцены, поэтому проблемы с обратной связью меньше, тем самым уровень чувствительности входного сигнала будет выше и охват диаграммы будет больше.

После размещения микрофонов на сцене, задача звукорежиссера настроить микрофоны под помещение, в котором будет проходить спектакль. Настройка осуществляется при помощи микшера и эквалайзера. На данный момент многие звукорежиссеры имеют в наличие цифровые микшерские консоли, которые просто не заменимы для озвучивания мероприятия на высоком уровне. В каждом цифровом микшере есть весь необходимый инструмент для детального качественного настроя звука. Перед включением звукоусилительного оборудования, необходимо проверить коммутацию и целостность проводки. Если все в порядке, кабеля аккуратно проложены и подключены, мы включаем звукоусилительный комплекс. После включения начинаем отстраивать каждый микрофон отдельно. В цифровом микшере например, behringer x32 каждый входной канал имеет фантомное питание на 48v, предусиление, компрессию, эквализацию, гейт, посылы, панорама. На понадобиться фантомное питание, эквализация и предусиление. Каждому конденсаторному микрофону включаем фантомное питание. При выведенном фейдере до рабочего уровня примерно 0 db, начинаем выкручивать предусиление до момента появления обратной связи. На эквалайзере подрезаем нужную частоту, до момента прекращения «заводки». Продолжаем так делать пока не подрежем 4 основные частоты, которые обладают высокой чувствительностью к самовозбуждению и появления обратной связи у микрофона. После отстройки всех микрофон необходимо выстроить динамический баланс между ними, сделать одинаковый уровень громкости звучания передней, центральной и задней части сцены. звукорежиссеру желательно объединить микрофоны в подгруппы – это следующая ступень маршрутизации сигнала. 1 подгруппа для регулировки уровня общей громкости микрофонов в порталах, 2 подгруппа используется для обработки сигнала различными эффектами, 3 подгруппа для посыла в мониторные линии. Для более детального устранения обратной связи в подгруппах (BUS) есть свой параметрический эквалайзер которым можно воспользоваться при устранение заводимых частот при работе всех микрофон или придать звуку иной тембральный окрас.

Параметрический эквалайзерВ зависимости от поставленных задач кроме стационарных микрофонов, можно использовать радиомикрофоны (гарнитура). Которому тоже в обязательном порядке требуется установить уровень выходного сигнала не выше уровня подвесных микрофонов. Да бы не «обжечь» уши зрителей громким и качественным звуком, после которого идет долгое привыкание к среднему уровню громкости подвесных микрофон, что влечет за собой не приятное восприятие зрителей к спектаклю. Весь музыкальный, шумовой материал так же должен строго звучать на определенном уровне громкости, как и речь артистов.

Обработку голосов различными фильтрами, можно использовать как элемент художественной выразительности или создать иллюзию пространства. Зрительный и слуховой образ соответствуют друг другу, и усиливает эмоциональный посыл.

Все описанное выше позволяет совместными усилиями звукорежиссера и артиста прийти к созданию яркого зрелищного действия, направленного на то, чтобы вызвать у зрителя необходимый комплекс эмоций, заложенных в идейной составляющей режиссерского замысла.

Теги:
Дата публикации:

Напишите Ваше мнение

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
Перетащите сюда изображения (макс. 3)
изображение Captcha