Грамотная работа звукорежиссера на open-air площадке

Казанская осень-2017»: open-air с театральным светом и акустикой концертного залаРабота на open air площадке имеет свою специфику, здесь нет стен и отраженного сигнала от них, мы слышим только прямой сигнал. Поэтому система звукоусиления на открытой площадке должна быть более мощной и иметь больше динамиков, желательно небольшой мощности. Нам придется руководствоваться правилом 2w на каждого слушателя. На открытой площадке, неприятный момент может создать ветер или дождь. Вся аппаратура должна быть защищена от воды.

Например, для открытия городской елки у Кремля, площадь мероприятия составляет 900 м2. Вместимость такой площадки около 1000 человек, мощность звука как минимум должна составлять 2000 w. Для более качественного воспроизведения, мощность рекомендуется увеличить в 10 раз, чтобы имеет запас громкости в 10 db. В итоге получаем мощность 20 000 w. Десятикратное увеличение мощности увеличивает звуковое давление на 10 db. Другой метод расчета выглядит так, если нам нужно озвучить территорию 30х30 метров. По формуле узнаем, насколько упадет звуковое давление в заданной точке, в данном случае 30 метров от источника звука.

20log(301)=29,54 db, округляем до 30 db. К этим 30 db добавляем 10 db для запаса звука и более качественного его воспроизведения, получаем 40 db.

104010*2w=20 000 w, получаем туже мощность, которая была описана выше.

Мощная аппаратура требует кабель с широким сечением провода питания и стабильного напряжения. Если использовать тонкие провода, провод может перегреться и расплавить изоляцию с дальнейшим замыканием цепи. При подключении аппаратуры к электрической сети которая не обеспечивыет должное количество мощности, ведет к не стабильной работе всех элементов звукового тракта до полного их отключения и вывода из строя. Для стабильной работы усилителя, его необходимо эксплуатировать на 70% мощности. Нам потребуется усилитель на 20000/0.7=28 571 w , чтобы на 70% обеспечить мощность 20000w. При выборе кабеля для звукоусилительного оборудования необходимо обратить внимание на сечение провода который сможет выдержать 28 000 w. Из таблицы видно, что необходим медный провод диаметром 6.5 мм.

Таблица подбора кабеля сечения акустических проводов

В целях безопасности при работе на открытой площадке, кабеля необходимо прокладывать в специальных кабельканалах, во избежание их повреждения. При работе на открытом воздухе, все оборудование должно быть заземлено. Если в электросети нет земли, можно вбить 2-х метровый металлический клин в землю на расстоянии 15 метров и провести к нему провод с заземлением. Тем самым обезопасим всех, кто работает с электрическими приборами, от поражения электрическим током.

От поставленной задачи, зависит и звуковое давление необходимое на мероприятии. Роковым музыкантам нужна мощная аппаратура, громкость которой может достигать до 130 db. Для классической музыки большое значение имеет широкий динамический диапазон, чтобы различать тихие и громкие звуки. Сама же аппаратура должна выдерживать громкость в 120 db, иметь естественное звучание и низкий порог шумов. Танцевальная музыка достигает громкости до 118 db, она может и не требовать громкого звука, но у ней должен быть акцентированный, хорошо читаемый бас. Для озвучивания небольших коллективов акустических ансамблей и певцов подойдет оборудование, которое обеспечивает громкость в 110 db.

Именно такая громкость нам потребуется для озвучивания вокальных артистов на театрализованном представлении в честь открытия городской новогодней елки. При использовании акустической системы с широким углом раскрытия, которая покрывает всю площадь, во время воспроизведении музыки и обеспечении звуковым давлением в 110 db на расстоянии 30 метров, будет оглушать зрителей звуковым давлением на уровне 128 db, что не допустимо, и приближено к болевому порогу. Для решения проблемы, нужно использовать несколько колонок, такие как линейные массивы, с маленьким углом раскрытия, что позволит равномерно и с одинаковой громкостью озвучить все пространство. Например, если взять 8 линейных массивов, то каждый из них должен иметь мощность 28000w8=3500w. Чтобы озвучить дальнюю зону массив должен выдать звуковое давление в 140 db. При мощности 3500w, один линейный массив должен иметь чувствительность 140-10log(3500w)=105 db1mw. Если мы имеем линейный массив с чувствительностью 102db1mw, то для озвучивания дальней зоны площадки потребуется мощности в 2 раза. При каждом увеличении мощности в 2 раза звуковое давление увеличивается на 3 db.

Линейный массив из акустических систем

Другой способ озвучивания дальних зон заключается в расположении линейного массива, например, на расстоянии 15 метров от сцены устанавливаем акустическую систему, тем самым сокращаем расстояние до источника звука и увеличиваем звуковое давление. Такое удаленное расположение источников звука требует согласованности, через специальный фильтр задержки сигнала. Скорость звука 330 мс, звуковая волна дойдет до второго линейного массива установленного на расстоянии 15 метров за 15330=0.045 мс. Из простого расчета видим, что на фильтре задержки сигнала нужно установить время 45 миллисекунд.

После установки и коммутации всего оборудования, а нам необходимо иметь в наличии: линейный массив, усилители, stage box (цифровой мультикор), микшерский пульт (цифрой), мониторы, микрофоны, компьютер. Первый этап настройки микрофонов, подрезание заводимых частот. Следующий этап саундчек вокалистов, эквализация голоса. При эквализации если у вокалиста сильно выражены сибилянты, буквы «С», «Ц» достаточно подрезать частоту 9,5 КГц. Буквы «Ч», «Щ» звучат на частоте 6,5 КГц. Сильное «бубнение» можно убрать на частоте 200 Гц. Яркость голосу можно придать, если поднять уровень частот на 3 КГц. Высокие частоты свыше 10 КГц добавляют голосу «воздух». При наличии сильного ветра, необходимо надеть на микрофоны специальные ветрозащитные колпачки, которые снизят шум ветра.

Компрессор обязательно нужен при озвучивании живого исполнения вокалиста и ведущего, появляется плотность голосе, что необходимо при исполнении под фонограмму. Желательно установить на компрессоре порог срабатывания -20 db, c коэффициент сжатия 2.5:1. Для инструментов коэфициент сжатия увеличивается на 4:1. Реверберация нужна для эстетического воспроизведения голоса, создавая иллюзию пространства. Время реверберации зависит от характера композиции. Например композиция «Аве Мария» в исполнении хора только при наличии реверберации который имитирует собор парижской богоматери сможет донести всю красоту исполнения и вызвать у слушателей необходимое эмоционально чувственное состояние. При подключении инструментов, имеющие высокое сопротивление, должны подключаться к пульту только через Di box.

Мониторные линии и прострелы незаменимый помощник артиста он нужен для комфортного исполнения музыкальной композиции исполнителем, тем самым повышается эмоционально чувственный посыл артиста. Количество и мощность мониторов зависит от площади сцены. Например, сцена 10 на 10 метров понадобиться 3 мониторные линии и 2 прострела, мощность каждого элемента от 400 до 800 W.

Рабочее место звукорежиссера как и в закрытом помещении, должно быть перед сценой для контроля звука идущих от основных порталов.

Таким образом, при работе со звуком на open air площадке звукорежиссеру в первую очередь нужно думать о технике безопасности, так как используется большое количество аппаратуры а которой подключен сильное напряжение. Капризы природы то дождь, то ветер могут сыграть злую шутку при работе со звуком. Все кабеля должны быть укрыты в кабельканалах, а все электротехнические приборы и инструменты должны быть прикрыты и укрыты от дождя. Только в полной уверенности, что ни кто не пострадает от напряжения и не запнется об провода, звукорежиссер может в полной мере думать о творчестве и сосредоточиться на проведении мероприятия на высоком художественном уровне. Зная размеры площадок и технические возможности звукоусилительной аппаратуры, можно незатруднительно вычислить их необходимое количество, для качественного озвучивания мероприятия. Полное выполнение райдера по звуковому оборудованию, которое понадобиться исполнителям для проведения мероприятия, влияет не только на качество звука, но и на эмоционально-чувственное содержание концерта идущие от исполнителей, который работает в комфортной среде.

Всегда стоит помнить о том, что работа звукорежиссера очень интересная и увлекательная профессия! Ведь в процессе создания, какого либо проекта, мероприятия, альбома и т.д. знакомишься и имеешь честь работать с талантливыми и творчески интересными людьми. Это возможность быть причастным в создании произведения искусства, а искусство это великая сила, которая облагораживает человека и вдохновляет его на благие или великие дела. Понимая всю ответственность при звуковом оформлении мероприятия звукорежиссер обязан создать профессиональный, качественный звук который поможет установить связь между исполнителем и зрителем для передачи максимального эмоционального посыла.

Звукорежиссер как исполнитель тоже имеет свой стиль звуковой картины, что является творческой деятельностью каждого из них. Ни одно звуковое оборудование (микрофон, микшер или акустическая система) каким бы оно ни было совершенным, не сможет на 100% повторить реальный звук. Зная и понимая все ограничения звукоусилительного оборудования, нужно добиваться максимального результата.

Теги:
Дата публикации:

Мнение о фестивале

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
Перетащите сюда изображения (макс. 3)
изображение Captcha