ВФМ 2024: Сочи встречает Всемирный фестиваль молодежи и студентов! Как это было в 1957 и что это будет в 24!?

Праздник Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957Братья и сестры, вам в мозг сегодня невероятные горячие новости и истории! С 1 по 7 марта 2024 года город Сочи превратится в эпицентр Всемирного фестиваля молодежи и студентов (старшее поколение перекрестилось)! Да-да, вы не ослышались, это событие, которое уже трижды раздвигало границы истории России и оставило незабываемые впечатления. И вот теперь наступает момент, когда мы сможем создать еще более яркое и незабываемое мероприятие!

А знаете ли вы, как все начиналось? Все началось в далеком Лондоне, еще в конце 1945 года, сразу после окончания Второй мировой войны. Там состоялась молодежная конференция, на которой было принято историческое решение о проведении open-air фестивалей для молодежи. И вот первый такой фестиваль состоялся в Праге в 1947 году, а потом его традиция передалась другим городам: Будапешту, Восточному Берлину, Бухаресту, Варшаве. Интересно, что все эти мероприятия проходили в странах социалистического лагеря. (Фото wikimedia.org)

Первый фестиваль Молодёжи и студентов состоялся в Праге в 1947 году

Это неудивительно, ведь в основе фестивального движения были молодежные организации тех стран, которые находились под влиянием Советского Союза. СССР играл главную роль в организации этих фестивалей, но иногда нейтральным странам тоже доставалась часть этой феерии. Например, в 1959 году фестиваль прошел в Австрии, а в 1962-м – в Финляндии. Однако, в целом, это был настоящий праздник для людей из социалистического лагеря, где молодежь проявляла свои таланты и идеи.

В 1957 году, когда VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов начался в Москве, для советской общественности это было что-то невероятное, словно встреча с пришельцами с другой планеты. Все, кто не имел возможности путешествовать за пределы СССР, смогли увидеть и пообщаться с молодежью со всего мира. Это был настоящий контакт с другой цивилизацией, и, поверьте, он оказался невероятно впечатляющим! Вспомним теперь вместе об этом незабываемом событии, ведь сейчас у нас появился новый повод: российские власти снова заявляют, что готовы повторить этот фестиваль! (Фото: zen.yandex.ru)

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов

Представьте себе огромные массовые мероприятия, волнующая атмосфера и невероятное разнообразие талантов! Это будет настоящая волна энергии и молодости, которая захлестнет Москву. Мы будем свидетелями сближения разных культур, яркой шоу-программы, спортивных состязаний, выставок и конференций. Все это создаст невероятную палитру событий, которая останется в истории и запомнится каждому участнику и гостю фестиваля. (Фото: mos.ru)

6 Фестиваль Молодёжи и студентов в Москве

Март 2024 года превратится в незабываемый период в истории парка Сириуса, когда его улицы оживут, будут звучать музыка и смех, а сердца будут наполнены восторгом и вдохновением. Это будет время, когда молодые люди со всех уголков планеты соберутся, чтобы поделиться своими идеями, обмениваться опытом и создавать опыт, который превратится в долгосрочные дружеские связи.

Так что друзья, готовьтесь к яркому и захватывающему приключению на Всемирном фестивале молодежи и студентов 2024! Нам предстоит стать свидетелями и частью истории, которая запомнится на долгие годы. Мы будем лицезреть творчество молодых людей, их страсти и амбиций, их стремления к переменам и прогрессу.

И не забывайте, что этот фестиваль имеет глубокие исторические корни. Он возник в послевоенной эпохе, когда мир только начинал восстанавливаться после разрушений и потерь. Молодежь, испытавшая ужасы войны, стремилась к единению, миру и дружбе между нациями. В этом заключается истинная суть фестиваля молодежи и студентов - создание мостов и связей между разными культурами, чтобы построить мирное и прогрессивное будущее (аминь).

Ну вот теперь друзья, вы готовы к захватывающему путешествию во времени и пространстве, где молодость и энтузиазм объединились, чтобы преобразить наш Мир. Приготовьтесь погрузиться в прошлое - наша машина времени стоит уже прогретая на старте!

Тот незабываемый московский фестиваль пришел в самое интересное время - в период "оттепели" («Хрущёвская оттепель» — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов)), когда мир начал наслаждаться новыми свободами и возможностями. Было время, когда Сталин еще покоился в Мавзолее, кукуруза еще только прорастала, а художники-абстракционисты не вызывали осуждения. Все было относительно спокойно и даже хорошо. Тогда наступил момент, когда Советский Союз хотел показать всему миру, насколько прекрасна жизнь в социалистической стране. Они хотели развеять миф о "железном занавесе" и пригласить всех, кто желает, посетить Москву и увидеть своими глазами. (Фото: shkolazhizni.ru)

«Хрущёвская оттепель» — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина

Готовить Москву к фестивалю было привычно для властей. Десять лет назад, во время 800-летнего юбилея столицы, город уже преобразился благодаря труду немецких военнопленных и отечественных строителей. Они что-то разрушили, что-то построили. В том числе и знаменитые московские "высотки" («Ста́линские высо́тки» — семь (по планам восемь) высотных зданий, строившихся в Москве в 1947—1957 годах), которые, хоть и не такие высокие, как американские небоскребы, все же впечатляли своими масштабами.

Конечно, в центре города все еще было много старых особняков, а за пределами Садового кольца находились бараки, но все это можно было быстро привести в порядок. Было много работы: новый асфальт, посадка деревьев, мытье окон и витрин магазинов. Были открыты новые станции метро. И самое интересное - на Москву-реку привезли первую "Ракету" - скоростной катер на подводных крыльях, который только что был изобретен. (Фото: bangkokbook.ru)

Первый катер Ракета в Москве

Конечно, возникла проблема с автобусами, которые должны были везти гостей из аэропорта. Было не так много автобусов, но организаторы были находчивы. Они решили использовать обычные грузовики и оборудовать их удобными лавочками. Так гости смогут медленно ехать и наслаждаться видами фестивальной Москвы, словно они путешествуют на роскошном кабриолете. И самое главное – все это происходило не зимой, а в теплое время года, благодаря чему никто не замерзал и мог полностью наслаждаться атмосферой праздника!

Таким образом, Москва готовилась встретить молодежь и студентов со всего мира, показать им свое гостеприимство и прекрасную жизнь в социалистической стране. 

Но вот возникла непредвиденная проблема: все грузовики в СССР были окрашены в одну цветовую гамму, именуемую "хаки". Это было сделано по указу Министерства обороны, чтобы в случае войны весь автотранспорт мог быть мобилизован. Но кто мог предположить, что вместо войны наступит фестиваль молодежи за мир? Такой фестиваль должен был быть всемирным и ярким, а цвет "хаки" никак не соответствовал этой идее. Что же делать? (Фото: fotostrana.ru)

Грузовики на фестивале Молодежи и студентов в 1957 году в Москве

Перекрашивать грузовики? Министерство обороны было против этой идеи. Ведь фестивали проходят, а военный противник остаётся. После неудачных переговоров с генералами организаторы фестиваля обратились за помощью к Хрущеву. И он вынес указ, разрешающий окрашивать все грузовики, кроме тех, что принадлежат военным частям, в любой цвет.

Любой! Даже в розовый! Хотя нитрокраски розового цвета не было в СССР, грузовики были окрашены в салатовый и грязно-синий цвета. И все вздохнули с облегчением.

Однако возникла ещё одна проблема – голуби.

История "голубя мира" началась в 1949 году, когда Анри Матисс (Анри́ Эми́ль Бенуа́ Мати́сс — французский живописец, рисовальщик, гравёр и скульптор) подарил своему другу Пабло Пикассо (Испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер) живого голубя. Пикассо нарисовал знаменитую "Палому Пикассо", которая стала эмблемой первого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге. Сам Пикассо был удивлен выбором фестивального жюри, так как считал голубей злыми и склочными птицами. Ирония судьбы заключалась в том, что он назвал свою дочь Паломой, что в переводе означает "голубь".

Голубь Мира из СССР

Но популярность символа "голубя мира" была несравнима. Пикассо стал постоянно рисовать "Голубку" по заказу миролюбивых движений и своего друга Луи Арагона (Луи́ Араго́н — французский поэт и прозаик, член Гонкуровской академии), который был ответственным за финансирование этих мирных инициатив из СССР.

К середине 1950-х годов Пикассо, утомленный постоянными заказами на рисование голубей, начал изображать "голубку" всего несколькими линиями. Этот упрощенный вариант оказался ещё более популярным. В знак своего раздражения, Пикассо сократил рисунок до одной единственной линии, и "голубка" стала вечным символом, подобно кресту, полумесяцу или знаку инь-ян. Теперь эта графическая иконка стала логотипом московского фестиваля, и все организаторы были вынуждены с этим считаться.

Таким образом, несмотря на сложности с перекраской грузовиков и проблемы с голубями, организаторы фестиваля были готовы преодолеть любые трудности, чтобы создать яркое событие, воплощающее молодежную энергию и миролюбие. Москва готовилась принять своих гостей, и всемирный фестиваль молодежи стал моментом, когда молодые люди со всего мира собрались вместе, чтобы отпраздновать мир и солидарность в эпоху хрущевской "оттепели". Это было время перемен и надежды, когда мир казался возможным, а СССР стремился доказать превосходство своего социалистического образа жизни.

В Москве происходили невероятные события, открылась самая масштабная выставка искусства, которую город когда-либо видел. Толпы людей тянулись к выставочным залам, чтобы увидеть шедевры великого Пикассо и познакомиться с несоветским искусством. Впервые столица СССР оказалась залитой потоком новаторства и экспрессии.

Но второе событие вызвало еще большее возбуждение и необычайную суету. Во имя фестиваля молодежи было решено восстановить голубятню в Москве, и это было необычно, ведь голуби почти исчезли из города. Времена были трудными, во время Гражданской войны голубей съели из-за голода, а Вторая мировая война лишила их свободы, когда они были переданы в руки милиции для предотвращения использования их враждебными силами. Москва стала городом ворон и воробьев. 

Но для фестиваля молодежи голуби были необходимы. Пришлось искать решение за границей, где голуби были более пожирнее, и закупать тысячи особей. Город заполнили голубятни, которые восстанавливали энтузиасты и голубятники, раскидываясь по всей Москве. От пионеров до профессоров биологического факультета МГУ, все вступили в эту масштабную операцию. (Фото:mirtesen.ru)

Голубятни в Москве в 50-х годах

По поручению комсомола на каждом предприятии строили голубятни, а рабочие становились голубятниками-любителями, стоя на крыше и свистя, чтобы привлекать голубей. И к лету 1957 года над Москвой плыли бесчисленные стаи белых голубей, заполняя небо и оставляя свой след на памятниках и городской собственности. Это был невероятный зрелище, которое стало символом возвращения голубей в Москву и праздника молодежи. (Фото: pastvu.com)

По поручению комсомола на каждом предприятии строили голубятни

Славный фестиваль был спродюссирован для всех "левых" и прогрессивно настроенных людей, которые разделяли идеалы коммунизма. Не составляло труда найти таких людей по всему миру, особенно в Африке и Латинской Америке, откуда и планировалось привлечь большинство гостей. Но некоторые приехали из Европы. Среди них был небольшой колумбийский ансамбль, который уже несколько лет выступал в Западной Германии. Колумбийцы были настоящими путешественниками, всегда собирающими деньги на революции и отлично их тратящими. Но они делали это ради революции! Как же можно было не пригласить таких людей?

В последнюю минуту перед их отъездом в Москву с этими веселыми ребятами познакомился странствующий журналист, 30-летний парень с длинным испанским именем, который недавно потерял работу. Его газету закрыла очередная диктатура в Колумбии, и теперь он путешествовал по миру без определенной цели, просто из любопытства. Когда он узнал, что музыканты едут в СССР, журналист уговорил их взять его с собой в ансамбль, и таким образом он отправился в Москву, в гнездо яркого советского будущего. Позднее он написал очерк о своем приключении с загадочным названием "СССР: 22 400 квадратных километров без единой рекламы Кока-колы", которое советскому человеку было трудно понять.

Как вы уже догадались, этот журналист звался Габриэль Хосе де ла Конкордиа Гарсиа Маркес. Он жаждал приключений, и они его настигли.

В своем очерке Маркес рассказывает, как сразу после пересечения границы советского союза солдаты с автоматами вылезли из-под земли прямо в их поезде (люк открылся возле путей), как их купе засыпали цветами, а в Москве толпы людей с криками едва не набросились на гостей фестиваля. Все хотели увидеть, потрогать иностранцев, чтобы убедиться, что они такие же, как мы. Русские, которые редко встречали иностранцев с конца 1930-х годов, теперь могли увидеть их массово. На фестиваль привезли целые партии иностранцев из 131 страны, всего 34 000 человек! И это еще не все? (Фото: wi-fi.ru)

На фестиваль Молодёжи в 1957 году привезли целые партии иностранцев из 131 страны, всего 34 000 человек!

Но для огромной России это было ничто. Страна с нетерпением приняла эту каплю в море. Каплю, которую она сладострастно слизывала своим языком. Люди со всей страны прибыли в Москву на фестиваль - все, кому было разрешено. Было весело, шумно и пестро. Вся Москва была оживлена и наполнена энергией молодежи и прогрессивных идей. Это было время, когда страна сияла ярким советским будущим, и фестиваль был лишь одним из его ярких проявлений.

Но не всем мирянам было разрешено отправиться на этот фестиваль. Столицу основательно "почистили" перед его началом. Говорят, что за несколько недель до фестиваля количество поездов, уходящих с московских вокзалов, резко увеличилось. Поезда без номеров в расписании, с закрытыми дверями и окнами. Их отправляли "за 101 километр" с разными нежелательными элементами: бомжами и инвалидами (которых в СССР, по идее, не должно было быть), мелкими хулиганами и карманниками...

Ой, да это просто невероятно! Я слышал, что даже серьезные "воры в законе" за месяц до открытия фестиваля собрались в Анапе и решили временно прекратить свою воровскую деятельность в Москве. Не потому что они такие патриоты, нет-нет, это чисто осторожность была. Ведь украсть что-то у иностранца уже не просто уголовное дело, а "политическое". Им лучше было остеречься!

Но знаешь, никто не запрещал девушкам легкого поведения принять участие в этом фестивале. Московские "жрицы любви" надеялись на него больше всего. Но милиция и КГБ, они тоже о таких вещах знали. Они держали руку на пульсе, даже ценой своей моральности иногда. Проблема у них возникла, понимаешь, эти девушки были молодыми, прогрессивными и образованными, вот прямо как участники фестиваля. Они были не просто девушками, они были украшением Москвы! Но вот беда, они были проститутками. (Фото: mail.ru)

Проститутки в СССР

Ну и как им говорить об этом вслух? Тем более сажать их в тюрьму или высылать "за сто первый километр" было неудобно. Вдруг начнутся слухи, и иностранные газетчики что-то напишут! Но оставлять их на свободе тоже было неприемлемо. Что же делать в такой ситуации?

Решение было довольно варварским, но с некоторыми "гуманными" нотками. Они организовали несколько облав в парках и на улицах, в местах, где эти "дамы полусвета" обычно работали. В облавах принимали участие сильные и морально устойчивые оперативники, а также парикмахеры с машинками для стрижки. Они буквально хватали этих девушек и, несмотря на их крики и сопротивление, превращали их прически в настоящий кошмар.

Для понимания, мода на панков в то время ещё не дошла до СССР, поэтому эти бедняжки прятались в своих квартирах и больше не выходили на улицу. Таким образом, милиция нашла своеобразное решение этой этической проблемы.

Но несмотря на все эти необычные меры, можно сказать, что "демократизация" московской жизни достигла своей вершины. На открытых площадках в парках проходили джазовые концерты, милиция была довольно снисходительна к нарушениям запретов на распитие алкоголя в неположенных местах, а количество красных лозунгов, славящих "дело Ленина", сократилось до минимума. Вместо них на фестивале появилась "голубка" Пикассо и символический разноцветный пятилепестковый цветок, символизирующий дружбу между континентами. Было ярко и разноцветно! (Фото: gotoural.com)

Джазовые концерты в СССР

Что касается проживания гостей, они были размещены в гостиницах и освобожденных для этой цели студенческих общежитиях. Лето только начиналось, но студентов отправили "на картошку", чтобы освободить места. Ведь представь себе, как нелегко было устроить более 30 тысяч человек в послевоенной Москве!

Но власти как-то справились с этой задачей. Они разместили некоторых гостей в самом центре города, а других - на окраине. Ещё им назначили 10 тысяч переводчиков, большая часть из которых были студентами, изучавшими иностранные языки, и 50 тысяч секретных сотрудников. И благодаря Сталину, у них не было недостатка в таких сотрудниках.

Таким образом, несмотря на некоторые проблемы и непростоты, фестиваль в Москве привлекал внимание и пользу даже среди западных гостей. И все усилия были направлены на то, чтобы показать всему миру, что Советский Союз - это место, где процветает процветает свобода!

Да, конечно! Фестиваль в Москве стал ярким свидетельством демократизации и открытости советского общества. Город преобразился, словно волшебством. Парки наполнились звуками джазовой музыки, создавая атмосферу свободы и радости. Милиция, обычно строгая и непреклонная, стала более снисходительной и позволяла людям наслаждаться спиртными напитками даже в неположенных местах. (Фото: bangkokbook.ru)

Фестиваль в Москве в 1957

Лозунги, славящие "Дело Ленина" и ранее занимавшие центральное место на площадях, постепенно уступали свое место новым символам. "Голубка" Пикассо и разноцветный пятилепестковый цветок, символизирующий дружбу между континентами, стали эмблемами этого фестиваля.

В целом, фестиваль в Москве стал воплощением нового времени, когда культ личности постепенно уступал место свободе самовыражения и творчества. Он показал, что советское общество может быть открытым и гостеприимным, способным принимать и радовать гостей со всего мира. Это был момент, когда Москва стала истинным символом прогресса и культурного разнообразия.

Но тут события развернулись, как в комедийном фильме! Когда делегация из Китая узнала, что слово "фестиваль" по-китайски звучит похоже на русское ругательство (huìyǎn), всем стало ясно, что нужно срочно менять название. Ребята из КГБ сразу взялись за работу и нашли подходящий синоним, который звучал приятно и не вызывал неприятных ассоциаций. Они использовали его при общении с китайской делегацией на протяжении всего трехнедельного фестиваля, хотя китайцы иногда и забывали, как их мероприятие на самом деле называется. В итоге, обстановка между народами была непринужденной, и все были готовы к старту фестиваля.

А в день начала мероприятия в Москве, еще не привыкшей к пробкам, случился настоящий транспортный коллапс. 28 июля колонны делегатов должны были двигаться от ВДНХ по проспекту Мира и затем по Садовому кольцу до Зубовской площади, а далее по Пироговке до Лужников, где проходила церемония открытия. Но на улицы вышли такие огромные толпы людей (особенно на Садовой и новоиспеченной "Проспекте Мира", ранее известной как 1-я Мещанская), что движение остановилось. Люди просто забросали цветами машины и автобусы, подходили к открытым окнам и бортам и весело общались с гостями. Колонны делегатов едва двигались, и открытие фестиваля пришлось перенести на час. (Фото: Риа Новости)

Пробки в Москве в 50

Согласно плану организаторов, утвержденному Фурцевой, после торжественного открытия (с огромным количеством воздушных шаров, выпущенных над Лужниками) начинались настоящие "фестивальные дни", которые продолжались около двух недель до 11 августа. В это время город был просто взрывом радости и веселья! Все могли прогуляться по Парку Культуры и Кремлю (невероятно!), которые открыли свои двери для всех желающих. На фестивале проходили различные конкурсы песен и танцев, артисты выступали как в залах, так и под открытым небом. Также были проведены интересные лекции, а в конце июля стартовал Международный кинофестиваль, на котором показывали фильмы из разных стран, включая работы таких известных режиссеров, как Анджей Вайда и Марсель Камю. В кинофестивале принимали участие также научно-популярные короткометражки от Жака-Ива Кусто и многое другое. (Фото: pastvu.com)

Международный кинофестиваль 1957

В общем, это был настоящий праздник свободы и разнообразия, который не только гости фестиваля, но и сами москвичи начали воспринимать как нечто обыденное. В те несколько недель жизнь в столице Советского Союза жизнь немного поменялась, и все стали задумываться, что мир устроен совсем не так, как им привыкло казаться раньше.

Так что, друзья, фестиваль с "OPEN-AIR" масштабом столицы стал настоящим воплощением молодежной энергии и открытости. Было весело, шумно и интересно! Люди со всего мира собрались вместе, чтобы поделиться своей культурой и насладиться новыми знакомствами. А Москва, в свою очередь, приняла всех гостей с радостью и гордостью, доказывая, что способна быть истинным центром мирового события.

Ну а как думаете, что будет дальше? Пожалуй, остается только с нетерпением ждать следующего грандиозного мероприятия, которое удивит и восхитит нас новыми открытиями и эмоциями! Но ближе к реальности.. приземляемся!

Представь себе, в те времена, когда даже на политические темы нельзя было свободно разговаривать, на фестивале все стало совсем по-другому! Я вижу перед собой горячих ребят и девчонок, собравшихся вместе, чтобы погрузиться в эту невероятную атмосферу свободы. Волшебство этого места не знало границ: африканцы раскрепостились, испанцы проявили свою изысканную утонченность, а латиноамериканцы привнесли вечную грацию и очарование.

И вот, студентки и комсомолки из Москвы, несмотря на свою стеснительность, решили не отставать. Правоохранители были в шоке, когда на вторую неделю фестиваля они заняли место тех "выстриженных" проституток. Языковой барьер для них не был преградой, ведь они даже не доходили до разговоров. Красавцы-иностранцы становились их целью вечерами, и никакие метающиеся по городу патрули милиции не могли успеть за всеми. Иногда, когда милиционеры в ночном парке осветили фарами происходящее, открывалась такая грешная картина, что им просто необходимо было уйти. 

И вот, спустя девять месяцев, по всей стране начали появляться дети, не похожие на обычных славян. Хоть их числа не были огромными, всего от 300 до 500, но ведь никто не мог сказать с уверенностью, что их отцы не были европейцами. Генетика - сложная наука, и кто знает, что может получиться в таких волшебных моментах! (Фото: shnyagi.net)

Последствия фестиваля молодёжи в СССР в 50-х годах

Но на фестивале не только романтика царила. Гости и хозяева праздника не отказывались от простых алкогольных удовольствий.

И кажется, полиция была довольно терпима к этому. Я помню, как Маркес рассказывает о том, как он и несколько пьяных москвичей попались на глаза полицейским, но они были довезены домой. Его удивило, как вежливо и даже нежно полицейские обращались с пьяными, сопровождая их прямо до дверей их квартир. Сам Маркес был доставлен до своей гостиницы, и, убедившись, что он способен идти сам, они вежливо прощались с ним. Было что-то фантастическое в этой ситуации для Москвы и для всего фестиваля.

Но конечно, такая свобода не могла длиться вечно. Всего лишь полтора месяца, и все вернулось на свои места. Запретили джаз и авангардную живопись, заставляли сдавать джинсы в милицию, а целоваться на улицах стало вновь неприлично. Казалось, что эти драгоценные моменты свободы были так хрупки и условны, словно голубка, придуманная Пикассо во имя мира. Но со временем символы и идеалы потеряли свою подлинность и стали пошлыми, как заявления с коммунистических трибун о мире, которые уже никто не верил. Фестивали молодежи и студентов с каждым годом становились все скучнее, и после распада Советского Союза они полностью прекратились. Казалось, что эта несоветская реальность исчезла навсегда.

Но, несмотря на все, эти несколько месяцев были настоящей пробкой из бутылки для многих. Люди поняли, что мир может быть иным, что существует другая реальность, не подчиняющаяся советским идеалам. Эти немногие моменты свободы стали ценными в истории России, и хотя они были краткими, они навсегда останутся в сердцах тех, кто присутствовал на этом фестивале непослушания.

И хотя с течением времени эти яркие моменты стали частью прошлого, они остаются напоминанием о том, что возможностей исследовать и изменять мир всегда есть, даже в самых непростых временах. История этих фестивалей молодежи и студентов остается свидетельством того, что страстное желание свободы и прогресса никогда не угасает и всегда находит способ проявиться, даже если только на короткое время.

Та вольная атмосфера позволяла людям открыто обсуждать даже политику, хотя, по словам Маркеса, Сталин был табу. Но все восхищенно говорили, что "теперь все совсем иначе, не так, как раньше!". Сам Маркес, как и многие "леваки", считал Сталина тираном, но ему не приходило в голову, какую темную роль тот сыграл в истории СССР. (Фото: karagodin.org)

Иосиф СТАЛИН

Журналист стоял в огромной очереди к мавзолею, чтобы увидеть тело генералиссимуса, и был поражен: "Страшный Сталин без всякого чувства вины спит. Он кажется спокойным и добрым, с чувством юмора". И поэтому, когда он встретил старую женщину-переводчицу, которая начала говорить о "усаче" (так она обходилась, чтобы не привлекать внимания водителя, возящего Маркеса на какое-то мероприятие), он подумал, что она с ума сошла. Он не мог поверить, что все, что она рассказывала о пытках, убийствах, уничтожении интеллигенции, лагерях для миллионов людей, было правдой. Маркес понял это только много лет спустя, когда понял, что его смелая спутница была менее сумасшедшей, чем вся страна, в которой он находился.

Резюмируя...

Конечно, в 1957 году иностранцам показывали "Шоу-Москву". Но и москвичам показывали "Шоу-иностранцев", которые разделяли коммунистические идеи. Но этот "праздник буйства" длился всего полтора месяца. Скоро все вернулось в привычное русло: запретили джаз и авангардную живопись, забирали в милицию за джинсы, а целоваться на улице снова стало неприличным. Но даже после небольшого проблеска свободы (таких ценных моментов в истории России было очень мало) многие ощутили, что существует другая реальность, которая казалась невероятно хрупкой и иллюзорной, словно "голубка", созданная Пикассо коммунистическим символом борьбы за мир. С течением десятилетий этот символ стерся и размылся, утратив свою первоначальную силу и превратившись в пошлую, неприличную подделку, подобно пустым заявлениям коммунистических трибун о мире, в то время как Советский Союз обладал огромным ядерным арсеналом. И фестивали молодежи и студентов, которые казались все более скучными и безжизненными, после распада СССР окончательно исчезли, словно навсегда утонув в трясине прошлого.

Однако даже после того, как все вернулось к прежнему руслу, в сердцах многих осталась искра надежды и осознание, что иная, непривычная реальность существует. Воспоминания о временах, когда языки были развязаны и границы духовной свободы ненадолго расширялись, оставались в памяти, побуждая людей задумываться о возможностях за пределами ограничений и запретов.

И хотя свобода была временной и неустойчивой, она стала напоминанием о том, что человеческий дух невозможно полностью подавить и сломить. Пусть эти глотки свободы были редкими, но они подтверждали, что существует более широкий мир и идеалы, которые не могут быть полностью заглушены и погребены под тяжестью идеологической подавленности.

Таким образом, даже с исчезновением фестивалей молодежи и студентов, в сердцах людей остался след этого уникального периода и надежда на будущее, когда "другая реальность" снова станет доступной и придет время, когда свобода и творчество снова смогут расцвести, освободивсь от оков прошлого.

С легкой руки российских властей фестиваль в 1997 году прошел в Гаване, чтобы утешить умирающего Фиделя Кастро (Фиде́ль Алеха́ндро Ка́стро Рус — кубинский революционер, государственный, политический и партийный деятель, руководивший Кубой с 1959 до 2008 года). Затем он побывал в Алжире, Каракасе, Претории, Киото и многих других городах мира. Как всегда, девизы фестивалей топили о борьбе за мир и против войны. 

А что насчет 2024 года? Над чем работают организаторы и что они "могут повторить"? Можно ли будет испытать аналогичные чувства, которые испытала молодёжь 50-х?

Габриэль Гарсиа Маркес, проведший в Советском Союзе немного больше месяца, написал в своем очерке: "Когда мне в Москве объяснили, что представляет собой сталинская система, я обнаружил в ней каждую деталь, описанную ранее в книгах Кафки".

Фестиваль 1957 года завершился в середине августа, и гости начали расходиться. Маркес тоже уехал, привезший с собой волшебный взгляд, который помог ему увидеть в Советской России фантастические черты, которые, возможно, позднее переплелись в ткань его произведений, таких как "Сто лет одиночества" и "Осень патриарха". Перед тем как расстаться, каждому гостю было поручено посадить маленькое деревце липы, дуба, каштана или яблони в одном из московских скверов.

Великий писатель, видимо, посадил свое деревце где-то в районе Речного вокзала, и до сих пор романтически настроенные поклонники пытаются найти "дерево Маркеса". Однако шансы на его выживание в суровом российском климате не очень велики: большинство "фестивальных" деревьев давно умерло и было заменено более устойчивыми саженцами.

Так что ждем, что принесет 2024 год. Какой будет новый фестиваль? Сможет ли он воссоздать энтузиазм и свободу, которые присутствовали в эпоху 1957 года? Или организаторы создадут что-то совсем иное? Время покажет, но одно ясно: даже после многих лет прошедших с момента легендарного фестиваля, его дух живет в сердцах тех, кто был свидетелем этого искреннего стремления к свободе и иной реальности. (Фото: baback.club)

Голубь Мира

Теги:
Дата публикации:

Напишите Ваше мнение

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
Перетащите сюда изображения (макс. 3)
изображение Captcha