Каким будет 2022 год в плане рисков для организаторов?

Фестивали в МосквеOpen Air фестивали в Москве и регионах России за последние два года ощутили сильное давление со стороны надзорных органов. С одной стороны организаторы ориентировались на реализованные администрацией Москвы праздники, в том числе крупные форумы (Общественной Палаты РФ и т.д.), которые посещают несколько тысяч человек и которые беспрепятственно были проведены. С другой стороны, были опубликованы указы мэра, содержащие рекомендации и требования, касаемо запретов проведения  массовых мероприятий. Соответственно, в каждом регионе данные требования были свои и разнились с официально установленными. Доходило до того, что некоторые мероприятия могли отменить за несколько часов до их начала. Речь идёт о Дикой Мяте.
После такой постановки вопроса, мало у кого возникнет желание создавать что-то масштабное в период действия ограничительных мер, даже после получения всех разрешений от властей. Тем более ситуация могла меняться каждую неделю, как в лучшую, так и в худшую сторону.
В 2021 году наиболее масштабный опен эйр в Москве - Путешествие в Рождество, организованный в рамках Московских сезонов. Обычно данные мероприятия посещают до 30 млн. человек за время их проведения.
Конечно, лишать москвичей и гостей столицы праздника было бы совсем не "по-праздничному". Однако получается некий диссонанс: мероприятия, запланированные администрацией, проходят без форс-мажоров.  Но большинство независимых проектов, теряют огромные средства (пример опен эйр Чернозём) из-за его переноса на следующий год из-за ограничений.
На наш взгляд, такой радикальный подход здесь не конструктивен. Должна быть какая-то определённая шкала посещаемости, пропорциональная сложности эпидемиологической ситуации в стране. Такой подход позволил бы снизить риски организаторов фестивалей и дать надежду на компенсацию хотя бы части затрат.
Относительно вакцинации и ковидных мер общество разделилось на два лагеря. Первый, поддерживает все меры по привитию населения, второй пока размышляет. Добавить сюда ряд несанкционированных митингов, которые были проведены в Москве в 2021 году и расшатали и без того не спокойную обстановку.
Все эти факторы «взяли в заложники» только более-менее сформировавшуюся Open Air культуру в современной России.
На данный момент проведение open air событий может создавать нежелательные вопросы у населения. То есть нарушится логическая цепочка между тем: почему где-то можно плясать, а где-то нельзя выражать свои конституционные права?  Конечно же, организаторы будут максимально стараться убеждать всех о полном контроле над ситуацией, однако, при локальном собрании десятков тысяч человек, она вполне может выйти из под контроля, особенно в период пандемии. Это конечно же предположения, но они не безосновательны. Определенный градус недовольства всегда будет присутствовать.
Так, например, в 2018 году, часть музыкантов отказались выступать на "Нашествии" из-за того, что Минобороны решило провести показательное авиашоу в небе над фестивалем. Гул самолетов над головой, напоминающий начавшиеся военные действия, пришелся не по душе выступающим артистам.
Чтобы такого рода ситуаций не было, необходимо создавать в России культуру проведения массовых фестивалей с чёткой и отработанной концепцией. Возможно, часть таких проектов должна софинансироваться из городского бюджета и представлять собой некие эпицентры развития событийного туризма в регионах. Безусловно, поддержка должна быть адекватной и при отмене такого рода фестивалей часть потерь должна лечь на городскую администрацию. Соответственно, и при выгодном положении дел, регион получает свой интерес. Такого рода связка даст больший потенциал и возможно поможет поднять со дна нынешнюю экономическую ситуацию в сфере массовых фестивалей в Москве и регионах после понесенных финансовых потерь в связи с их запретом.

Очевидно, часть организаторов проектов решит провести процедуру банкротства, тем самым сняв с себя финансовые обязательства перед людьми, купившими билеты. Соответственно, это повлечет за собой потерю сформированной упорным трудом репутации проекта.
Возможно для «спасения» пострадавших событий целесообразно привлечь грантовую составляющую софинансирования и получить на выходе опен эйр фестиваль с минимальными финансовыми рисками. В идеале же, любой массовый фестиваль надо страховать от форс-мажорных обстоятельств.
Создав в России удобные условия для организаторов и посетителей фестивалей, мы получим на выходе развитие проектов и их значимости в целом.

Радует, что некоторые проекты в рамках своей концепции обращают внимание на экологические факторы и мобилизуют своих волонтёров для уборки близлежайшей территории. Пример такого фестиваля - Рок Чистой Воды.
Помните легендарный фестиваль «КаZaнтип»? Если опустить нравственную составляющую проекта, то можно сказать, что он вносил огромный финансовый и туристический вклад в Крымский регион. После того, как его запретили, вакуум, образовавшийся после него, так никто и не заполнил. Не так давно Никита Маршунок в интервью «Крым 24» заявил о просьбе передать ему недостроенную АЭС в Щёлкино, для реализации там ряда своих проектов. Всем, конечно, понятно, что этого не произойдёт. Но логичнее воспользоваться этими идеями и все же  реализовывать арт-пространство из такого рода объектов, если их не планируется использовать по прямому назначению. Пример таких площадок в Москве: Центр дизайна "Artplay", Дизайн-квартал "Флакон", Центр современного искусства "Винзавод", Культурный центр ЗИЛ и др. Таким образом, можно создавать ряд площадок для творчества новаторов в регионах, организовыать на их базе экспериментальные театры, фестивали и создавать условия для самовыражения молодежи по примеру столицы.

Каким будет 2022 год в плане рисков для организаторов? Мы уже прогнозировали в 2019 году, что большинство проектов 100% будут отменены и наши прогнозы, к сожалению оправдались. Проанализировав ряд фактов в данной статье, возможно, нужно понять, что скорее всего и 2022 год будет также пестрить отменами.

Только здесь, скорее всего, организаторы, сами станут инициаторами переноса событий, не дожидаясь окончательного решения властей по данным вопросам. Одним словом - опыт. Отчасти, это связано с потрепанным бюджетом событий, когда часть средств собранных на предпродажах билетов, была спущена на частичное возмещение убытков. Плюс некое недоверие со стороны публики, связанное с невозвратом уплаченных за билеты денег. Ведь часть web-площадок также выступали посредниками в продажах и затем создавали посты на главных страницах своих сайтов, что они тут не при делах, мол, все вопросы к организаторам. Собрав все воедино, становится понятно, что второго шанса, а может и третьего, у организаторов уже нет. Последующих промахов публика уже не простит, если в который раз сообщать людям: "Мы решили перенести фестиваль...".
Однако, 2022 год все же может порадовать нас «проскользнувшими» фестивалями! Скорее всего, большинство событий будет перенесено на вторую половину лета, чтобы можно было пощупать экологическую и политическую составляющие ситуации в стране.
Мы искренне желаем успехов организаторам проектов и со своей стороны готовы оказывать  безвозмездную информационную поддержку.

Теги:
Дата публикации:

Мнение о фестивале

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
Перетащите сюда изображения (макс. 3)
изображение Captcha